- ЛАТТУАДА Альберто
Латтуа́да Альберто (Lattuada) (р. 13.11.1914), итальянский режиссёр, кинокритик. Учился архитектуре, выступал с критическими статьями по изобразительному искусству и кино. В 1938 участвовал в создании журнала «Corrente». Первый фильм «Джакомо-идеалист» (по Э. Де Марки, 1942). В 1943 поставил картину «Стрела в боку». Участвовал в съёмках документального фильма «Наша война», посвященному итальянскому Сопротивлению. Фильмы «Бандит» (1946) и «Без жалости» (1948) сыграли значительную роль в становлении неореализма. Бытовая точность, характерная для творчества Латтуада, помогла созданию в его фильмах обобщённого образа послевоенной Италии. Картина «Мельница на По» (1949, по Р. Баккелли), посвященная социальным схваткам в итальянской деревне XIX в., стала одной из первых неореалистических картин, сделанных на историческом материале. В 1952 Латтуада экранизировал «Шинель» Н. В. Гоголя, перенеся действие в Италию XIX в. Разделяя общий интерес неореалистов к веризму, Латтуада снял в 1953 фильм «Волчица» (по Дж. Верге). Среди других экранизаций «Буря» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», 1958) и «Степь» (по А. П. Чехову, 1962). Латтуада создал ряд картин, в которых отдал дань внешней зрелищности и занимательности («Анна», 1951, «Пляж», 1954, и др.). В 6070-е гг. снимал преимущественно коммерческие фильмы.
Другие фильмы:
«Преступление Джованни Эпископо» (по Г. ДАннунцио, 1947), «Огни варьете» (с Ф. Феллини, 1950), «Итальянцы возвращаются» (новелла в фильме «Любовь в городе», 1953), «Гуэндалина» (1957), «Письма послушницы» (1960), «Мандрагора» (по Н. Макиавелли, 1965), «Дон Жуан на Сицилии» (по В. Бранкати, 1967), «Приходи к нам на чашку кофе» (1970), «Белое, красное, и...» (1972), «Это был я» (1973), «Буду ей как отец» (1974), «О, Серафина!» (1976), «Такая, как ты есть» (1978), «Цикада» (1980).
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.