- Le Chanois
- • ЛЕ ШАНУА` (Le Chanois) (наст. фам. Дрейфюс, Dreyfus) Жан Поль(25.10.1909 - 8.7.1985)франц. режиссёр, сценарист. Учился медицине, сменил много профессий. С 1930 киножурналист, снимался во второстепенных ролях. Организовал с бр. Превер агитгруппу "Октябрь" (по типу сов. "Синей блузы"), с к-рой приезжал на гастроли в Москву! Сыграл одну из гл. ролей в комедии П. Превера "Дело в шляпе" (сц. Ж. Превер, 1932), был ассистентом реж. У Ж. Дювивье, Ж. Ренуара, А. Корда и др., монтажёром (монтировал ф." Марсельеза" Ренуара), автором диалогов, работал над муз. оформлением фильмов. Ле Ш. активно участвовал в движении Нар. фронта, входил в группу прогрес. киноработников "Сине-Либерте". После док. ф. "Жизнь человека" (о П. Вайян-Кутюрье, 1937) пост, на средства, собранные с помощью Франц. компартии и профсоюзов, худож.-публицистич. ф. "Время вишен" (1938).Во время нем.-фаш. оккупации Франции Ле Ш., находясь на нелегальном положении, продолжал (под псевд.) писать сц. и готовил ф. о Движении Сопротивления. Док.-публицистич. ф. "В сердце бури" был завершён после освобождения Франции и вышел на экран в 1946. После 2-й мировой войны пост. серию ф., посв. социальной проблематике: "Школа бездельников" (1949) и "Через стену" (1961) о новых методах воспитания, "Дело доктора Лорана" (1956) о борьбе против суеверий, "Брачное агентство" (1952) о проблемах этики и морали. Эти ф. иллюстративны и дидактичны.Заметное достижение Ле Ш.- ф. "Адрес неизвестен" (1951), поэтич. произведение, рисующее быт и нравы парижан. Юмор сочетался в нём с богатством жизненных наблюдений. Здесь в полной мере проявился талант Ле Ш. как бытописателя и психолога. К ф."Адрес неизвестен" примыкают комедии "Папа, мама, служанка и я" (1954) и её продолжение - "Папа, мама, моя жена и я" (1955). Ф. "Беглецы" (1955, Большая пр. франц. кино) - драм. история бегства трёх пленных французов из нем. лагеря во время 2-й мировой войны. Ле Ш.- автор сц. большинства своих ф., иногда с др. авторами. Место, к-рое занимал Ле Ш. во франц. кино, определяется гуманистич. и демократич. направленностью его творчества, стремлением художника поставить своё иск-во на службу прогрес. идеям современности. В 70-е гг. работал на ТВ.Др. ф.: "Пустая идея" ("Неотразимый мятежник", 1939, вышел в 1942), "Господа Людовики" (1946), "Вот она, красавица" (1950), "Волшебное селение" (1955), "Отверженные" (по В. Гюго, 1958), "Мандрен" (1963), "Месье" (1964), "Садовник из Аржантея" (1966).◘ Гинзбург С, Жан-Поль Ле Шануа, в сб.: Франц. киноиск-во, М., 1960; Лепроон П., Совр. франц. кинорежиссеры, пер. с франц., М., 1960; Ле Шануа. Очерк творчества, сценарии, выступления, (М., 1972).В. И. Божович.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.