- АСТРЮК Александр
Астрю́к Александр (Astruc) (р. 13.7.1923), французский режиссёр, писатель, теоретик кино. Работал журналистом, кинокритиком, ассистентом режиссёра. Снял экспериментальные короткометражные фильмы «Туда и обратно» (1948), «Улисс, или Дурные встречи» (1949), «Багряный занавес» (1953, премия Каннского кинофестиваля, премия Деллюка), «Колодец и маятник» (по Э. По, 1963) и др. Первый полнометражный художественный фильм «Дурные встречи» (по роману С. Сен-Лоран «Проклятая смесь», 1955) затрагивал актуальные проблемы молодёжи послевоенного поколения и предвосхитил искания «новой волны». Более известен как теоретик и критик. Участвовал в организации киноклуба «Объектив-49». В 1948 опубликовал в журнале «LEcran français» статью «Рождение нового авангарда: камера-стило», в которой призывал к освобождению режиссуры от канонов повествовательного изображения жизни во имя свободы и гибкости самовыражения (по аналогии с индивидуальным стилем писателя).
Другие фильмы:
«Жизнь» (по Г. Мопассану, 1958), «Добыча для тени» (1961), «Воспитание чувств» (по Г. Флоберу, 1962), «Долгий марш» (1966), «Пламя над Адриатикой» (1968, с СФРЮ), документальный фильм «Сартр о себе» (1976, с М. Конта).
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.