- Lizzani, Carlo
- • ЛИДЗА`НИ (Lizzani) Карло(р. 3.4.1917)итал. режиссёр, сценарист, историк кино. Учился в Эксперим. киноцентре в Риме. В нач. 40-х гг. примкнул к группе антифашистски настроенных критиков, заложивших идейно-худож. основы неореализма. В кино с 1945 как сценарист, ассист. режиссёра и актёр в фильмах А. Вергано, Дж. Де Сантиса, Р. Россел-лини, А. Латтуады. В 1950 снял док. ленту "На Юге кое-что переменилось", в 1951 - "Модена - город Красной Эмилии". Создав независимый от продюсеров кинокооператив, пост, худож. ф. "Опасно: бандиты!" (1951, пр. Мкф в Карлови-Вари, 1952), посв. борьбе итал. партизан. Антифашистский по своему звучанию, ф. подвергся цензурным преследованиям. В 1953 экранизировал роман В. Пратолини "Повесть о бедных влюблённых" (пр. Мкф в Канне, 1954, и др.). В 1955 пост, комедию "Развинченный", в 1957 вернулся в док. кино, сняв в Китае п/м док. ф. "Великая Китайская стена". Пост. остросюжетные, снятые в док. манере антифаш. историч. ф. "Горбун" (1961), "Золото Рима" (1961) и "Веронский процесс" (1963). Ленты "Бандиты в Милане" (1968), "Барбаджа" (1969) и др. были сделаны в жанре "полицейского" или гангстерского ф., однако в них преобладали мотивы социальной критики и элементы социального исследования. Под псевд. Ли Бивер пост. неск. "вестернов по-итальянски". В 1968 экранизировал повесть Дж. Верги "Любовница Граминьи" (в гл. ролях Дж. М. Волонте и С. Сандрелли, с НРБ). В русле итал. политич. кино Л. пост. ф. о бесславном конце дуче - "Муссолини: последний акт" (1974), как бы продолжавший ф. "Веронский процесс". В 1976 на материале газетной хроники пост. ф. "Площадь Сан-Бабила, 20 часов: бессмысленное убийство", обличавший преступления молодых итал. неофашистов. В 1976 - 77 снял п/м док. ф. об ангольской революции "Африка чёрная, Африка красная". В 1980 экранизировал роман И. Силоне "фонтамара"о нищете и отсталости южноитал. деревни в 20 - 30 е гг., в 1982 пост. ф. "Дом с жёлтым ковром".Др. ф.: "На окраине большого города" и эпизод "Любовь, за которую платят" в ф. "Любовь в городе" (1953), "Эстерина" (1959), "Конный карабинер" (1961), "Горькая жизнь" и "Челестина" (1964), новелла "Автострада под солнцем" в ф. "Нервная дрожь" ("Трил-линг", 1965), "Проснись и убей" и "Доллары текут рекой" (1966), "Да почиет!" ("Requies-cant", 1967), "Примерный Рим" (1971), "Чёрный Турин" (1972), "Клейнхоф-Отель"(1977).◘ Il cinema italiano. 1895 - 1979, v. 1 - 2, Roma, 1980; в рус. пер.- Итал. кино, М., 1956.Г. Д. Богемский.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.