- Lumet, Sidney
- • ЛЮ`МЕТ, Ламет (Lumet) Сидни(р. 25.6.1924)амер. режиссёр. С детских лет играл на сцене, выступал по радио. Учился в Колумб. ун-те. Был театр. режиссёром. В 1950 дебютировал на ТВ как ассист. режиссёра, затем режиссёр. Первый ф.- экранизация телевиз. пьесы Р. Роуза "12 разгневанных мужчин" (1957), к-рая утверждала идею необходимости борьбы за истину в самых сложных обстоятельствах. Уже в этом ф. проявились кинематографич. пристрастия Л., к-рым он остался верен на протяжении последующих лет: к замкнутому пространству, к ситуации прямого нравств. поединка, темпераментной и чуть экзальтированной манере актёрской игры, многозначному и напряжённому диалогу. Осн. черты его реж. дарования проявились в ф. "Из породы беглецов" (по пьесе Т. Уильямса "Орфей спускается в ад", 1960), "Вид с моста" (по А. Миллеру, 1961, итало-франц.), "Долгое путешествие дня в ночь" (по Ю. О'Нилу, 1962), "Чайка" (по А. П. Чехову, 1968), "Обида" (по пьесе Д. Хопкинса "Ваша история", 1972, Великобритания), "Эквус" (по П. Шафферу, 1977, Великобритания) и др. В 1963 пост. ф. "Система безопасности" - предупреждение об опасности, к-рая грозит миру в результате гонки вооружений и балансирования на грани войны. В 1964 снял психологич. драму "Ростовщик" о ростовщике-еврее, потерявшем во времена фашизма всех своих близких и не могущем избавиться от кошмарных видений прошлого, ф. "Холм"(1965, Великобритания) - протест против издевательства над человеческой личностью в англ. лагере для штрафников в Африке в период 2-й мировой войны. Лучшие работы Л. 70-х гг.- криминальная драма "Магнитные ленты Андерсона" (1971), ф. "Серпико" (1973) о честном человеке, потерпевшем поражение в борьбе с коррупцией полицейского аппарата, детектив "Убийство в Восточном экспрессе" (по А. Кристи, 1974, Великобритания), ф. "Собачий полдень" (1975) о попытке ограбления банка гангстером-любителем, чтобы добыть деньги на лечение друга. В 1976 Л. снял острый социальный ф. "Телесеть", показавший изнанку работы амер. ТВ, не брезгующего никакими средствами в деле манипулирования обществ, сознанием. В 1978 пост. мьюзикл "Волшебник" - совр. версию сказки "Волшебник из Оз", известной в СССР под назв. "Волшебник Изумрудного города", в 1981 - гангстерский ф. "Принц города", в 1982 - социальную драму "Вердикт" и ф. "Смертельная ловушка", в 1984 - ф. "Даниэль" (спец. пр. Мкф в Карлови-Вари за творчество в целом).В. Ю. Дмитриев.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.