- ОТАН-ЛАРА Клод
Ота́н-Лара́ Клод (Autant-Lara) (р. 5.8.1903), французский режиссёр. В кино с 1919 как художник. Работал с М. ЛЭрбье, Ж. Ренуаром, Р. Клером (с последним также как ассистент). Поставил в духе «Авангарда» экспериментальные фильмы «Происшествия» (1923) и «Разложить костёр» (1925, 1-й опыт широкоэкранного фильма, вышел в 1928). В 193032 работал в Голливуде над дублированием фильмов. Во Франции поставил несколько короткометражных комедий, затем в Великобритании кинооперетту «Сибулетт» (1933). Первая значительная работа фильм «Замужество Шифон» (по роману Жип, 1942), положивший начало сотрудничеству режиссёра со сценаристами Ж. Ораншем и П. Бостом. В фильмах периода оккупации (194044) режиссёр уводил зрителей в стилизованный мир исторического прошлого или поэтического вымысла: «Любовные письма» (1942), «Дус» (1943), «Сильвия и привидение» (1945). Известность Отан-Лара принёс фильм «Дьявол во плоти» (по роману Р. Радиге, 1947) трагическая повесть о юношеской любви, окрашенная антивоенными и антибуржуазными мотивами. Во многих последующих произведениях Отан-Лара стремился ставить социальные проблемы и поэтому часто сталкивался с цензурой. Как антибуржуазный и антиклерикальный фарс поставлен фильм «Красная гостиница» (1951). Сатирическая и полемическая тенденция преобладала также в фильме «Молодо-зелено» (по роману Г. С. Колетт, 1953). Тема бунта, вызова стала центральной в экранизации романа Стендаля «Красное и чёрное» (1954). Фильмы «Ночная Маргарита» (по П. Мак-Орлану, 1955) современный вариант легенды о Фаусте был решён режиссёром в поэтическом ключе. Лучшее произведение Отан-Лорана 50-х гг. фильм «Через Париж» (1956), действие которого происходит в период оккупации Франции. В 60-х гг. наибольший резонанс имел фильм Отан-Лорана «Не убий» (1960, СФРЮ), который имел отчётливую антимилитаристскую направленность. После этого режиссёр поставил социально острый фильм «Дневник женщины в белом» (1965), затем фильм «Новый дневник женщины в белом» (1966). В 1977 снял фильм «Глория» мелодраматическую историю о любви юных героев, разлучённых войной и встретившихся много лет спустя.
Другие фильмы:
«Игрок» (по Ф. М. Достоевскому) и «В случае несчастья» (1958), «Граф Монте-Кристо» (по А. Дюма-отцу, 1961), «Францисканец из Буржа» (1968), «Картошка» (1969).Литература:
Лепроон П., Современные французские кинорежиссёры, пер. с франц., М., 1960;
Buache F., Claude Autant-Lara, Lausanne, 1982.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.