- МАНЬЯНИ Анна
Манья́ни Анна (Magnani) (7.3.190826.9.1973), итальянская актриса. Училась в школе декламации академии «Санта-Чечилия» в Риме. В середине 20-х гг. работала в группе В. Чимары. В 1934 снялась в кино (фильм «Слепая из Сорренто»), но дебют прошёл незамеченным. В 1941 режиссёр В. Де Сика пригласил Маньяни на главную роль в фильме «Тереза-Пятница». В нём Маньяни впервые создала образ женщины из народа, привлекательный своей непосредственностью, темпераментом, искренностью переживаний. В 1941 Маньяни выступала на эстраде с известным итальянским комиком Тото́. В 1945 снялась в роли Пины в фильм «Рим открытый город» (режиссёр Р. Росселлини), появление которого ознаменовало рождение неореализма в послевоенном итальянском кино. Маньяни оказалась актрисой, способной наиболее полно выразить идейные и эстетические принципы неореализма. В её исполнении сочетались патетика и комедийность, эпическая масштабность и тончайшая индивидуализация характера.
В 1946 Маньяни снялась в фильме «Бандит», в 1947 в фильме «Депутатка Анджелина» (премия международного кинофестиваля в Венеции). В фильме «Мечты на дорогах» (1948) создала трагикомический образ женщины, измученной нуждой и необходимостью соблюдать видимость благополучного буржуазного существования. В смешных и печальных перипетиях Маньяни получила возможность ещё раз раскрыть близкую её творчеству лирическую тему естественность порыва к счастью.
В 1948 Маньяни снялась в фильме Росселлини «Любовь». В картине «Самая красивая» (1951, режиссёр Л. Висконти) Маньяни сыграла Маддалену, женщину из низов, стремящуюся к счастью; эта тема, как и в фильме «Мечты на дорогах», получает в её исполнении трагикомическое преломление. Героиня Маньяни хочет сделать свою маленькую дочь «кинозвездой». Она добивается цели, но отказывается от осуществления мечты во имя своего человеческого достоинства. К значительным работам актрисы относится и картина «Золотая карета» (1953, режиссёр Ж. Ренуар). В середине 50-х гг. Маньяни снялась в Голливуде в фильмах «Татуированная роза» (премия «Оскар», 1955) и «Дикий ветер» (премия международного кинофестиваля в Западном Берлине, 1958), затем в Италии сыграла главную роль в фильме «Сестра Летиция» (1957), создав образ гуманной монахини воспитательницы в детском интернате. В картине «Ад посреди города» (1959) сыграла одну из заключённых женской тюрьмы. Искусство Маньяни глубоко национально как по характерам её героинь, так и по самой манере исполнения. Крупнейшая работа актрисы в 60-е гг. рель римской проститутки в фильме «Мама Рома» (1962, режиссёр П. П. Пазолини), пытающейся ради любви к сыну стать на честный путь. Актриса с огромным драматизмом раскрыла силу материнской любви и человечность своей героини. Снялась также в фильме режиссёра С. Крамера «Тайна Санта-Виттории» (1968). С начала 70-х гг. работала на телевидении, где сыграла в сериале «Три женщины» (показан по советскому телевидению). Последнее появление Маньяни на экране маленький эпизод в фильме режиссёра Ф. Феллини «Рим» (1972).
Другие фильмы:
«Земля дрожит», «Ассунта Спина», «Мы, женщины», «Из породы беглецов» (США), «Сделано в Италии».Литература:
Соловьева И., Кино Италии, М., 1961;
Beaume G., Vedettes sans maquillage, P., 1954;
Bezzola G., Anna Magnani, Parma, 1958.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.