- Mamoulian, Ruben
- • МАМУЛЯ`Н (Mamoulian) Рубен(р. 8.10.1898, по др. данным, 1896, 1897)амер. режиссёр. По происхождению армянин, род. в Тбилиси. Учился в Моск. ун-те. Занимался в театр. студии под рук. Е. Б. Вахтангова, пост. неск. спектаклей в Тбилиси. С 1919 за границей; работал в т-рах Лондона и Парижа. С 1923 в США. Получил известность как режиссёр, специализирующийся в первую очередь на муз. спектаклях, а также на постановках пьес совр. авторов. В 1929 пост. ф. "Аплодисменты", где воспроизвёл атмосферу театр. жизни. Эта и другие ранние работы М.- гангстерская драма "Городские улицы" (1931) и ф. "Доктор Джекиль и мистер Хайд" (по Р. Л. Стивенсону, 1932) - отличались культурой изобразит. решения, точным использованием эффекта "субъективной кинокамеры". Но затем режиссёр предпочёл эксперименту технич. совершенство традиц. жанровых образований, не претендующих на худож. открытие и рассчитанных прежде всего на коммерч. успех. К наиболее удачным фильмам М. относятся: муз. комедии с участием известных актёров "Люби меня сегодня вечером" (1932, с М. Шевалье) и "Весёлый бандит" (1936), мелодрамы "Песнь песней" (1933, с М. Дитрих) и "Королева Христина" (1934, с Г.Гарбо), приключенч. ленты "Знак Зорро" (1940) и "Кровь и песок" (по В. Бласко Ибаньесу, 1941) - обе с Т. Пауэром, и др. Его ф. "Мы живём вновь" (по "Воскресению" Л. Н. Толстого, 1934) и первая цв. картина "Бекки Шарп" (по "Ярмарке тщеславия" У. Теккерея, 1935) были крайне далеки от уровня первоисточников. После ф. "Кольца на её пальцах" (1942) М. сосредоточил внимание на театр. деятельности. Кинокомедия "Летние каникулы" (по пьесе Ю. О'Нила "Ах, глушь!", 1948) лишь повторяла его прежние ленты. Неудачными были и др. попытки М. Отстранённый по указанию руководителей фирм в 1958 от работы над экранизацией оперы Дж. Гершвина "Порги и Бесс" и в 1961 от съёмок историч. "суперколосса" "Клеопатра", в кино не вернулся.В. Ю. Дмитриев.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.