- МАРКС
Маркс (Marx), американские актёры, братья: Леонард (Чико) (26.3.188611.10.1961), Артур (Харпо) (21.11.188828.9.1964), Джулиус (Граучо) (2.10.189019.8.1977). Выступали в музыкальных спектаклях, водевилях, обозрениях в кабаре, мюзик-холлах Нью-Йорка и провинции вместе с другими братьями Милтоном (Гуммо) и Гербертом (Зеппо). Стали популярными после участия в эксцентрических фарсах «Кокосовые орешки» (1929) и «Расписные пряники» (1930), которые были перенесены на экран с приходом звука в кино. В фильмах «Обезьяньи проделки» и «Лошадиные перья» (1931) выявились и кинематографические особенности искусства братьев Маркс. Традициям немой «комической» соответствовали их постоянные персонажи маски. Граучо (Ворчун) автор сценариев большинства фильмов карикатурно изображал дельца: с горчащей из-под усов сигарой, в очках с тонкой оправой он ошеломлял зрителей двусмысленными анекдотами, каламбурными репликами. Харпо (от арфы, с которой он почти не расставался) молчаливый клоун с пышной светлой шевелюрой, обуреваемый влечением к женщинам и к разрушению. Чико (Малыш) медлительный иммигрант-итальянец, пианист-виртуоз, не поспевавший за стремительным развитием событий. Второстепенные роли исполнял в их фильмах и Зеппо. Братья Маркс широко использовали экстравагантные трюки, грубоватые шутки, весёлую импровизацию. Нарушая привычную логику поведения, они совершали в фантастически быстром темпе невероятные поступки (глотали телефонные аппараты, ломали в щепки мебель и т. п.), обрушивали на зрителя потоки абсурдного юмора, парадоксальных ситуаций, музыкальной эксцентриады. Высокого мастерства братья Маркс достигли в антивоенной сатирической картине «Утиный суп» (1933), но фильм не имел зрительского успеха и поставил их дальнейшую кинематографическую карьеру под угрозу. Перейдя из фирмы «Парамаунт» в МГМ (уже без Зеппо), они, по рекомендации продюсера И. Тальберга, несколько смягчили агрессивность своего юмора и дополнили эксцентрические сюжеты традиционной любовной интригой. Вернув себе былую популярность картиной «Вечер в опере» (1935), братья Маркс снимались затем в фильмах «День на скачках» (1936), «День в цирке» (1939), «Поезжай на Запад» (1940), «Большой магазин» (1941), «Ночь в Касабланке» (1946), «Счастлив в любви» (1950) и др. В 1957 все трое снялись в фильме «История человечества». В 5060-х гг. известностью пользовался только Граучо, благодаря выступлениям по радио и телевидению, в 1973 получил специальную премию «Оскар».
Сочинения:
Memoirs of a mangy lover, N. Y., 1963;
Why a duck?, comp. by R. J. Anobile, N. Y., 1971;
Marx G., Groucho and me, L., 1959;
его же, The Groucho letters, N. Y., 1967;
Marx H., Harpo speaks, N. Y., 1961.Литература:
Волков А., Братья Маркс, в сборнике: Комики мирового экрана. [М., 1966];
Crichton K., The Marx brothers, L., 1951;
Eyles A., The Marx brothers. Their world of comedy, N.Y.L., 1969.К. Э. Разлогов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.