- МАСТРОЯННИ Марчелло
Мастроя́нни Марчелло (Mastroianni) (р. 28.9.1923), итальянский актёр. Начинал в 1947 как любитель, играл в Университетском театре в Риме, был приглашён режиссёром Л. Висконти в его труппу. В кино с 1947 («Отверженные», режиссёр Р. Фреда). Первые заметные роли в фильмах «Августовское воскресенье» (1949), «Девушки с площади Испании» (1952), «Дни любви» (1954). В одной из своих ранних работ в фильме «Повесть о бедных влюблённых» (1953, режиссёр К. Лидзани), а затем в картине «Семейная хроника» (1962, режиссёр В. Дзурлини) Мастроянни создал обаятельный образ итальянца послевоенного поколения, не утратившего идеалов добра и справедливости, стремящегося жить честной, трудовой жизнью. Иной аспект такого образа, но более лирически и ностальгически окрашенный, овеянный настроениями тревоги и разочарования актёр дал в образе Мечтателя в фильме режиссёра Висконти «Белые ночи» (1957). Наиболее плодотворный период творчества Мастроянни был связан с фильмами выдающихся итальянских мастеров начала 60-х гг., когда он сыграл главные роли в картинах «Сладкая жизнь» (1960) и «Восемь с половиной» (1962) обе режиссёр Ф. Феллини, «Ночь» (1960, режиссёр М. Антониони), запечатлев социально-психологический типаж, характерный для итальянского общества периода экономической стабилизации, с присущими этому времени настроениями социальной апатии, безволием и бездуховностью, бесплодными метаниями между цинизмом и горечью. Вместе с тем в фильмах «Развод по-итальянски» (1961, режиссёр П. Джерми), «Вчера, сегодня, завтра» (1963) и «Брак по-итальянски» (1964) оба режиссёр В. Де Сика, «Казанова-70» (1964, режиссёр М. Моничелли, премия международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне) Мастроянни раскрылся как многоплановый характерный актёр с ярко выраженным комедийным дарованием. Широкий диапазон исполняемых Мастроянни ролей и его высокий профессионализм, чуткость к веяниям времени продолжали привлекать к нему режиссёров разных школ и направлений, позволяли ему оставаться одним из ведущих актёров европейского экрана 70-х начала 80-х гг. Среди значительных работ Мастроянни роли в фильмах режиссёров: Висконти «Посторонний» (1967); Э. Сколы «Драма ревности» (1970, премия международного кинофестиваля в Канне), «Разрешите представиться, Рокко Папалео» (1971), «Необычный день» (1977), «Терраса» (1980), «Новый мир» («Ночь Варенны», 1982); М. Феррери «Сука» (1972), «Большая жратва» (1973), «Не прикасайся к белой женщине» (1974), «Прощай, самец!» («Мечта обезьяны», 1978), «История Пьеры» (1983); П. и В. Тавиани «Аллонзанфан» (1974); Э. Петри «Тодо Модо» (1975); Л. Кавани «Шкура» (1980); Феллини «Город женщин» (1980); М. Беллоккьо «Генрих IV» (1984).
Среди других фильмов:
«Двоеженец», «Закон» (Франция), «Адуя и её подруги», «Красавчик Антонио», «Частная жизнь» (Франция), «Товарищи», «Подсолнухи» (СССР Италия), «Лео Последний» (Великобритания), «Жена священника», «Самое значительное событие с тех пор, как человек ступил на Луну» (Франция), «Дамы и господа, спокойной ночи!», «Призрак любви».Литература:
Актеры зарубежного кино, в. 2, Л.М., 1965;
Gehler F., Marcello Mastroianni, В., 1973.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.