- МИТРИ Жан
- • МИТРИ` (Mitry) Жан (наст. имя и фам. Жан Рене Гетгелюк, Goetgheluck)(р. 7.11.1907)франц. киновед, режиссёр. С 1925 принимал участие в движении киноклубов, был одним из основателей Франц. синематеки и ИДЕКа. Работал как сценарист (с М. Л'Эрбье и А. Гансом), актёр ("Ночь на перекрёстке", реж. Ж. Ренуар, 1932) и режиссёр эксперим. к/м ф. ("Пасифик-231", 1949, "Образы Дебюсси", 1951, "Механическая симфония", 1953). Гл. киноведч. труд М.- "Эстетика и психология киноискусства" (т. 1 - 2, 1963 - 65), в к-рой М. анализирует свойства "изображения как такового", функцию и роль монтажа, а также формы и жанры разл. фильмов. По мнению М., киноизображение является двойником действительности, её "аналогоном". Монтаж, помещая изображение в контекст, придаёт ему значение, вытекающее из логики самого "бытия", конструируемого фильмом. Поэтому, согласно М., повествовательность и пространственно-временная организация ф. являются необходимыми условиями придачи изображению значения. Т. о., кино, по М., есть восприятие, превращающееся в речь (правда, особую, поэтическую, не сходную с естественной). В целом теория М. ориентирована на реалистич. кинематограф, утверждая в качестве его гл. достоинства способность "конструировать" значение в материале реальности, а следовательно, в конечном счёте способствовать постижению самой действительности.♦ John Ford, t. 1 - 2, P., 1955; S. M. Eisenstein, P., 1956; Chariot et la fabulation chap-linesque, P., 1957; Rene Clair, P., 1960; Histoire du cinema, t. 1 - 5, P., 1968-80; Storia de cinema sperimentale, Mil., 1971. Шер Ю., О книге Ж. Митр и "Эстетика и психология киноиск-ва", в сб.: Вопросы киноиск-ва, в. 13, М., 1971; Юткевич С.◘ Заметки о друзьях и недругах сов. кино, "ИК", 1978, №4; Metz С, Essais sur la signification au cinema, t. 2, P., 1972; Andrew J. D., The Major film theories, L.- N. Y., 1976.M. Б. Ямполъский.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.