- МУРНАУ Фридрих Вильгельм
Му́рнау Фридрих Вильгельм (Murnau), настоящая фамилия Плумпе (Plumpe) (28.12.188911.3.1931), немецкий режиссёр. Учился в Гейдельбергском и Берлинском университетах. Работал в Немецком театре М. Рейнхардта, в школе которого обучался актёрскому мастерству. С 1914 театральный режиссёр. Первый фильм «Мальчик в голубом» («Смарагд смерти», 1919). Этот и некоторые последующие фильмы отмечены влиянием экспрессионизма, выраженным в выборе тематики, изобразительном строе, трактовке образов. Среди ранних работ Мурнау уголовно-психологическая драма «Двуликий Янус» (по повести Р. Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда», 1920, другое название фильма «Ужас», в советском прокате «Тайна сэра ОКоннора»). Известность Мурнау принёс экспрессионистский фантастический фильм «Носферату симфония ужаса» (по роману Б. Стокера «Гость Дракулы», 1922, в советском прокате «Вампир Носферату»). Атмосферу ужаса и сверхъестественного Мурнау создавал с помощью изображения объектов подлинной жизни. Ощущение ирреального возникало благодаря своеобразному использованию контрастов чёрного и белого, вмонтированию кадров негатива, мультипликационной съёмки и др. В фильме «Призрак» (по Г. Гауптману, 1922) реальный мир, снятый «субъективной камерой», представал перед героем-мечтателем как мир сказочных образов и видений. Мурнау снял также фильмы «Тартюф» и «Фауст» (1926) с Э. Яннингсом в главных ролях. Обращение Мурнау к теме «маленьких людей» среднего немецкого сословия привело его к созданию фильма «Последний человек» (1925, в советском прокате «Человек и ливрея») работе, вошедшей в историю немецкого и мирового кино как классический образец жанра каммершпиле. Фильм реалистически воспроизводил жизнь, её социальные конфликты, отличался тонким психологизмом, тщательной проработкой мельчайших деталей и в то же время тяготением к символике. Мастерское владение арсеналом кинематографических приёмов, активное применение подвижной камеры позволили режиссёру отказаться от титров. В 1926 Мурнау уехал в Голливуд, где поставил фильмы «Восход солнца» (по Г. Зудерману, 1927), «Четыре дьявола» (1928), «Табу» (1931, с Р. Флаэрти, по их сценариям).
Литература:
Eisner L. H., F. W. Murnau, P., 1964;
Huff Th., An index to the films of F. W. Murnau, L., 1948;
Bouvier M., Leutrat J.-L., Nosferatu, P., 1981.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.