- РИХТЕР Ханс
Ри́хтер Ханс (Richter) (6.4.188817.2.1976), немецкий и американский режиссёр. Один из основоположников и теоретиков авангардистского направления в киноискусстве Германии. Вначале примыкал к немецким художникам-дадаистам. С 20-х гг. перенёс свои поиски особенностей ритма при передаче движения в живописи в область кинематографа. Снял короткометражные фильмы: «Ритм-21» (1921), «Ритм-23» (1923), «Ритм-25» (1925), «Киноэтюд» (1926), представляющие собой комбинации ритмически движущихся абстрактных геометрических фигур. Свои стилистические принципы Рихтер применил в работе над документальными и рекламными фильмами. В начале 30-х гг. Рихтер был членом «Немецкой лиги независимого кино», выступавшей против реакционных тенденций в национальном киноискусстве и официальной цензуры. По поручению прогрессивной фирмы «Прометеус» Рихтер снимал на студии «Межрабпомфильм» в Москве полудокументальный фильм по сценарию Ф. Вольфа «Металл» (1933) о забастовке металлургов в Хеннигсдорфе (не был закончен в связи с установлением нацизма в Германии).
В 193340 жил в Швейцарии, с 1940 в США, был директором «Сити-колледжа» и Института кинотехники в Нью-Йорке. В 1947 в сотрудничестве с Ф. Леже, М. Реем, А. Колдером и М. Дюшаном поставил фильм «Сны, которые можно купить за деньги» (премия международного кинофестиваля в Венеции, 1947). Фрейдистской символикой был проникнут снятый с Колдером фильм «8×8» (1957).
Сочинения:
Der Spielfilm, В., 1920;
Dada. Art and anti-art, L.,1965;
Köpfe und Hinterköpfe, Z., 1967;
перевод с немецкого: Борьба за фильм, М., 1981.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.