РИЗИ Дино


РИЗИ Дино

Ри́зи Дино (Risi) (р. 23.12.1916), итальянский режиссёр. Был рецензентом, писал сценарии. Учился на театральных курсах Ж. Фейдера в Женеве. В кино с 1946 как документалист. Первый художественный фильм — «Каникулы с гангстером» (1950). В фильме «Знак Венеры» (1955) впервые проявил себя как мастер бытовой кинокомедии. Затем поставил комедии: «Хлеб, любовь и...» (1955, продолжение серии, начатой режиссёром Л. Коменчини фильмом «Хлеб, любовь и фантазия»), «Бедные, но красивые» (1956), «Красивые, но бедные» (1957), «Миллионеры-бедняки» (1959). В этих псевдонародных комедиях сохранялись внешние атрибуты неореализма, но отсутствовали социальные и критические тенденции. Более значительным произведением Ризи был фильм «Трудная жизнь» (1961, в советском прокате «Журналист из Рима»), затрагивавший социальные и этические проблемы итальянской жизни, но трактовавший их поверхностно. Начиная с этого фильма главной темой творчества Ризи стал комедийный показ итальянского национального характера и нравов Италии. Высокое мастерство Ризи проявил в фильме «Обгон» (1962), передающем атмосферу неуверенности, погони за призрачным благополучием, характерную для Италии периода искусственного экономического подъёма. В комедиях «Поход на Рим» (1962), «Чудовища» (1963), новеллах в фильмах «Комплексы» и «Куколки» (1965), «Наши мужья» (1966) Ризи продолжал варьировать тип героя, созданный в фильме «Обгон». Режиссёр разрабатывал также жанр пародийно-детективной комедии — «Операция “Святой Януарий”» (1966, премия международного кинофестиваля в Москве, 1967). Социальные мотивы пронизывают и последующие фильмы режиссёра: «Именем итальянского народа» (1972, в советском прокате «Полмиллиарда за алиби»), «Белые телефоны» (1976), «Дорогой папа» (1978).

Другие фильмы:
«Тигр» и «Пророк» (1967), «Терзай, но только досыта лобзай» (1968), «Обычный молодой человек» и «Вижу голого» (1969), «Жена священника» (1970), «Мы, женщины, так устроены» (1971), «Кусай и беги» (1973), «Безумный секс» (1974), «Запах женщины» (1975), «Потерянная душа» (1976), «Комната епископа» и «Первая любовь» (1977), новелла в фильме «Новые чудовища» (1978), фильм «Я фотогеничен» и новелла в фильме «Воскресные любовники» (1980), фильмы «Призрак любви» (1981), «Секс — и охотно» (1982).


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.