- РИВЕТ Жак
Риве́т Жак (Rivette) (р. 1.3.1928), французский режиссёр. Начал деятельность как критик, теоретик «новой волны», выступал в журнале «Lart», «La gazette du cinéma» и «Cahiers du cinéma» (в 19631965 главный редактор). В 1950 снял несколько короткометражных фильмов. Был ассистентом режиссёров Ж. Митри, Ж. Ренуара, Ж. Беккера. В 1956 поставил среднеметражный фильм «Проделка пастуха» (по Г. Мопассану). Первый полнометражный фильм «Париж принадлежит нам» (1961). Герои этого фильма, как и многих других фильмов Ренуара, актёры. В нём впервые были затронуты проблемы взаимоотношения театра и кино; фантазия, импровизация сочетаются в фильме с исторической подоплёкой. В 1966 Ривет снял антиклерикальный фильм «Сюзанна Симонен, монахиня Дени Дидро» (по Д. Дидро), долгое время не выходивший на экраны из-за запрета цензуры. Фильму предшествовал одноимённый спектакль, поставленный Риветом в одном из парижских театров. Фильм «Безрассудная любовь» (1969) ещё одно размышление режиссёра о кинематографе как компоненте триады театр кино жизнь. В 197071 Ривет снял 12-часовой фильм «Минус один, минус два» (по «Истории тринадцати» О. Бальзака, киновариант «Минус один: Спектр», 1974), в котором развитие получила тема тайного общества, обладающего почти магической властью над людьми. Фильм обладал достоверностью и был сделан не без влияния «синема-верите». Картину «Селина и Жюли совсем заврались» (1974) Ривет построил на игре между фантазией, мечтами героев и действительностью, разрушая традиционную схему киноповествования. В 1976 поставил фильм-феерию «Дуэль», в 1981 фильм «Северный мост», в 1984 «Любовь на земле».
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.