- РОЗИ Франческо
Ро́зи Франческо (Rosi) (р. 15.11.1922), итальянский режиссёр. Учился в Неаполитанском университете. Участвовал в антифашистской борьбе. С 1944 актёр, сценарист, режиссёр на радио и телевидении. С 1948 ассистент режиссёра, в том числе у Л. Висконти (фильм «Земля дрожит»). В 1952 закончил за режиссёра Г. Алессандрини фильм «Красные рубашки» о гарибальдийцах, а в 1956 с В. Гасманом экранизировал пьесу А. Дюма-отца «Кин». В 1958 поставил фильм «Вызов» (специальная премия международного кинофестиваля в Венеции), разоблачавший неаполитанскую тайную организацию каморру, в 1959 фильм «Вязальщики» о жизни южно-итальянских эмигрантов в Германии. Приверженность режиссёра к социальной тематике особенно проявилась в фильме «Сальваторе Джулиано» (1961, премия международного кинофестиваля в Западном Берлине) об известном сицилийском бандите. Этот публицистический фильм вскрывал связи мафии с правящими кругами и американскими гангстерскими организациями, в нём были воссозданы подлинные события и персонажи (наряду с актёрами в фильме снимались непрофессиональные исполнители). Следующий фильм Рози «Руки над городом» (1963, главная премия международного кинофестиваля в Венеции) поставлен в манере фильма-расследования. В нём была показана борьба коммуниста советника неаполитанского муниципалитета против буржуазных политиканов и спекулянтов. Главную роль сыграл американский актёр Р. Стайгер, одну из основных ролей исполнил муниципальный советник-коммунист К. Фермариелло, который играл самого себя. Эти фильмы первые образцы социальной и политической публицистики в итальянском прогрессивном кино. В фильме «Момент истины» (1965) о тореадоре, жертвующем жизнью, режиссёр реалистически воссоздал жизнь франкистской Испании. Поставил фильм «Жила-была» (1966). Верный своим убеждениям, социальной и политической проблематике ранних работ, Рози снял затем ленты «Люди против» (1970) о событиях 1-й мировой войны, «Дело Маттеи» (1972, главная премия международного кинофестиваля в Канне) о коррупции в системе итальянской промышленности, «Счастливчик Лючано» (1973) о знаменитом в 30-х гг. нью-йоркском гангстере-итальянце, «Сиятельные трупы» (по Л. Шаше, 1976). В 1979 Рози экранизировал роман итальянского писателя-антифашиста К. Леви «Христос остановился в Эболи» (главная премия международного кинофестиваля в Москве). В 1981 по мотивам рассказа А. Платонова «Третий сын» поставил фильм «Три брата», в 1983 фильм-оперу «Кармен».
Литература:
Викторова Е., Франческо Рози, М., 1977.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.