РОССЕЛЛИНИ Роберто

РОССЕЛЛИНИ Роберто
• РОССЕЛЛИ`НИ (Rossellini) Роберто
(8.5.1906 - 3.6.1977)
   итал. режиссёр. Учился в Высш. технич. школе. Первые ф. снимал как любитель ("Послеполуденный отдых фавна" на музыку К. Дебюсси, и др.). Был сценаристом. Затем пост. ф., восхвалявшие воен. машину фаш. Италии: "Белый корабль" (1941, под рук. Ф. Де Робертиса), "Пилот возвращается" и "Человек с крестом"(1942), в к-рых пытался сблизить худож. кинематограф с документальным. Война и поражение Италии вызвали у Р. разочарование в его вчерашних идеалах, в то же время он воочию увидел примеры нар. героизма, патриотич. воодушевлённости народа в антифаш. борьбе. Его ф. "Рим - открытый город" (1945, пр. Мкф в Канне, 1946) явился как бы манифестом направления в итал. кино, получившего назв. неореализма. Присущее Р. стремление к доку-ментализму сочеталось здесь с героич., патетич. устремлённостью. Большое значение в фильмах Р. имело изображение нар. среды. В 1946 Р. снял картину "Пайза" (пр. Мкф в Венеции). Отказавшись от единого сюжета, режиссёр создал документально точную хронику жизни Италии в годы войны. Р. почти не пользовался монтажом, динамика действия в его ф. определялась контрастным стыком эпизодов, различных по эмоц. звучанию. "Пайза" выразила героич. мотивы Сопротивления, но в ней развивалась и тревожная контртема - крушение надежд, во имя к-рых боролись и умирали герои "Рима - открытого города".
   Тема нравств. деградации, связанной с общественным спадом кон. 40-хгг., отразилась в картине "Германия, год нулевой" и "Машина, убивающая плохих" (1948). В трагикомич. аспекте эта тема прозвучала в ф. "Где свобода?" (1953). В поисках нравств. опоры Р. обратился к религ. тематике: "Франциск, менестрель божий" (1950) о жизни св. Франциска Ассизского; от неба ждёт помощи отчаявшаяся героиня ф. "Стромболи, земля божья" (1950); в ф. "Европа, 51" (1952) духовно опустошённая героиня находит выход в христианской любви к ближнему.
   Идейное смятение привело Р. к творч. кризису. Но он снова обрёл себя в процессе работы над ф, "Индия, 1958" (1958) о стране, освобождённой от колон. зависимости. В этом фильме Р. возвратился к документализму съёмок, использовал непроф. исполнителей, В ф. "Генерал Делла Ровере" (1959, пр. Мкф в Венеции) режиссёр не только восстанавливал события борьбы итал. Сопротивления, но и анализировал причины, делавшие в те годы самых заурядных людей героями. К тому же времени относится действие картины "В Риме была ночь" (1960, пр. Мкф в Карлови-Вари). В 1961 Р. пост, ф. "Да здравствует Италия!", посвященный Дж. Гарибальди, и "Ванина Ванини" (по Стендалю).
   В нач. 60-х гг. Р. стал работать гл. обр. на ТВ. В своих высказываниях режиссёр утверждал, что совр. кино утратило своё назначение и контакт со зрителем, что лишь телевидение, обращаясь не к безымянной толпе, а к миллионам отдельных личностей, может вести с ними беседу, понятную и полезную для обеих сторон. На ТВ Р. пост. ряд ф. о выдающихся историч. личностях - "Сократ" (1970), "Блез Паскаль" (1971), "Декарт" (1973), "Кир II" (1975) и историч. событиях - "История американской революции" (1971), "Год первый" (1974) об итал. политич. и гос. деятеле 1940 - 50-х гг, А. Де Гаспери.
   Др. ф.: "Любовь" (1948), новелла "Зависть" (в ф. "Семь смертных грехов", 1952), новелла в ф. "Мы, женщины", новелла "Неаполь" (в ф. "Любовь за полвека") - обе 1953,"Путешествие в Италию" и "Жанна д'Арк на костре" - оба 1954, "Страх" (по С. Цвейгу, ФРГ) (1955), "Чёрная душа" (по Дж, Патронп-Гриффи, 1962), новелла "Честность" (в ф. "РоГоПаГ", 1963), "Мессия" (1975), "Центр имени Жоржа Помпиду" (1977, док.); т/ф - "Приход к власти Людовика XIV" (1964), "Деяния апостолов" (1968, и киновариант).
   ◘ Кьярини Л., Сила кино, пер. с итал., М., 1955; Феррара Дж., Новое итал. кино, пер. с итал., М., 1959; Соловьева И., Кино Италии (1945 - 1960), М., 1961; Schlappner M., Von Rossellini zu Fellini, Z., (1958); Angel Arteaga J., Rossellini у el neorealismo, Montevideo, 1959; Mida M., Roberto Rosseljini, 2 ed., Parma, 1961; Verdone M., Roberto Rossellini, P., 1963; Gqarner J. L., Roberto Rossellini, L., 1970; Вaldelli P., Roberto Rossellini, Roma, 1972; Dialogos casi socraticos con Roberto Rossellini, Barcelona, 1972; Menon G., Diabattito su Rossellini, Roma, 1972; Roberto Rossellini, Roma.

Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "РОССЕЛЛИНИ Роберто" в других словарях:

  • Росселлини Роберто — (Rossellini) (1906 1977), итальянский кинорежиссёр. Представитель неореализма. Фильм «Рим  открытый город» (1945) стал манифестом этого направления. Фильмы: «Пайза» (1946), «Любовь» (1948), «Франциск  менестрель Божий» (1950), «Европа, 51» (1952) …   Энциклопедический словарь

  • Росселлини, Роберто — Роберто Росселлини Roberto Rossellini Дата рождения: 8 мая 1906(19 …   Википедия

  • Росселлини Роберто — Роберто Росселлини Roberto Rossellini Роберто Росселини (справа) Дата рождения: 8 мая 1906 Место рождения: Рим, Италия …   Википедия

  • РОССЕЛЛИНИ Роберто — РОССЕЛЛИНИ (Rossellini) Роберто (08 мая 1906 03 июня 1977), итальянский режиссер, сценарист. Учился в высшей технической школе. С юных лет увлекался кино. Некоторое время работал монтажером в Институте Люче. Дебютировал как постановщик… …   Энциклопедия кино

  • Росселлини Роберто — Росселлини (Rossellini) Роберто (р. 8.5.1906, Рим), итальянский кинорежиссёр, совместно с Ф. Де Робертисом поставил милитаристские фильмы: «Белый корабль» (1941), «Пилот возвращается» и «Человек с крестом» (оба в 1942), однако в них он… …   Большая советская энциклопедия

  • Росселлини, Роберто — Кадр из фильма Р. Росселини Пайза . РОССЕЛЛИНИ (Rossellini) Роберто (1906 77), итальянский кинорежиссер. Трагическая патетика в сочетании с документализмом характерны для неореалистических фильмов: “Рим открытый город” (1945), “Пайза” (1946),… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Росселлини Роберто — (1906—1977), итальянский кинорежиссёр. Брат Ренцо Росселлини. Представитель неореализма. Стремление к документализму сочетал с героической устремлённостью в фильме «Рим — открытый город» (1945), ставшем манифестом этого направления.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • РОССЕЛЛИНИ Изабелла — РОССЕЛЛИНИ (Rossellini) Изабелла (р. 1952), итальянская киноактриса. Дочь режиссера Р. Росселлини (см. РОССЕЛЛИНИ Роберто) и актрисы И. Бергман (см. БЕРГМАН Ингрид). Фотомодель, в частности, косметической фирмы «Ланком». В кино дебютировала в… …   Энциклопедический словарь

  • Росселлини — Росселини (итал. Rossellini)  итальянская фамилия. Известные носители фамилии: Розеллини, Ипполито (Rosellini иногда Rossellini, 1800 1843)  египтолог. Росселлини, Роберто (1906 1977)  режиссёр. Росселлини, Ренцо (1908… …   Википедия

  • Роберто Росселлини — Roberto Rossellini Роберто Росселини (справа) Дата рождения: 8 мая 1906 Место рождения: Рим, Италия …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»