- ШАРА Шандор
Ша́ра Шандор (Sára) (р. 28.11.1933), венгерский режиссёр, оператор. Заслуженный артист ВНР (1974). С 1957, по окончании Высшей школы театра и кино, ставил и снимал документальные и короткометражные художественные фильмы («Цветок и солнце», 1960, «Цыгане», 1962, «Одиночество», 1963; «Крещение», 1967, премия международного кинофестиваля в Оберхаузене, и др.). Среди лучших операторских работ: «Отец» (1966), «Десять тысяч дней» (1967), отличающиеся выразительностью световой и тональной характеристик чёрно-белого изображения, «Синдбад» (1971), «Улица Тюзолто, 25» (1973) и «Будапештские рассказы» (1976), отмеченные живописностью, драматической экспрессией цвета. Первый полнометражный фильм, поставленный Шара, «Подброшенный камень» (1969, премия международного кинофестиваля в Канне) выявил творческую склонность Шара к анализу формирующегося самосознания персонажей на широком фоне жизненных явлений. В фильме «80 гусар» (1978, с ПНР) дана реконструкция одного из эпизодов революции 184849 в Венгрии. Снимал все свои фильмы. Государственная премия имени Кошута (1978), премия имени Балажа (1968).
Другие фильмы:
режиссёр «Фазан на завтра» (1975), «Народные учителя» (1981), «Проклиная шестой день» (1982) оба документальные; оператор «В стремнине» (1964, в советском прокате «Кто их рассудит?»), «Детские болезни» (1965), «Приговор» (1970, с СРР и ЧССР), «Нет времени» (1973), «Снегопад» (1974), «Сиротка» (1975), «Цирк Максим» (1980, с ФРГ, в советском прокате «Секрет бродячего цирка»), «Матч» (1981).Сочинения:
80 huszár, Bdpst, 1980 (с S. Csoori).
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.