- СЕННЕТТ Мак
Се́ннетт Мак (Sennett), настоящие имя и фамилия Майкл Синнотт (Sinnott), (17.1.18805.11.1960), американский режиссёр, актёр. В 190207 работал в театре. В 1908 был принят на студию «Байограф», где играл в короткометражных фильмах Д. У. Гриффита. В 191012 поставил несколько комедий с участием актёров Ф. Мейса и М. Норман. В 1912 организовал кинокомпанию «Кистоун» в Голливуде и начал регулярный выпуск короткометражных комедий, которые положили начало американской школе комедийного фильма. Сеннетт создал оригинальный жанр «слэпстик» комедию потасовок, основанную на традициях цирка и американского театра. Его динамичные ленты были построены на нагромождении комических ситуаций, погонь, драк, невероятных трюков: мотоциклисты мчались по проволоке, автомобили перескакивали через трамваи, силачи размахивали побеждёнными, как пращей. Под руководством Сеннетта работала группа других режиссёров, однако он осуществлял общий контроль над производством. В его фильмах постоянно действовала группа комиков, изображавших «кистоунских полицейских», растяп и неудачников, а также женская группа «красоток-купальщиц». На «Кистоуне» сложился комедийный актёрский ансамбль Р. Арбэкль (Фатти), Ф. Стерлинг, Б. Тёрпин, М. Норман и др. У Сеннетта дебютировал Ч. Чаплин. В 1915 с Гриффитом и Т. Инсом организовал фирму «Трайэнгл», где продолжал выпускать комедии, а после её ликвидации (1917) работал в других кинокомпаниях как режиссёр и продюсер. С 1920 начал снимать полнометражные фильмы. Однако расцвет комедийной школы Сеннетта уже был позади, в его работе стали обнаруживаться самоповторы, фильмы перестали пользоваться прежним успехом. В 20-е гг. упадок в творчестве Сеннетта был особенно заметен рядом с работами Чаплина, Б. Китона, Г. Ллойда. С приходом звука в кино жанр «слэпстик» изжил себя. В 1932 поставил короткометражный фильм «Схватка с рыбой-мечом» (премия «Оскар»). В 1935 Сеннетт ушёл из кино. В 1937 получил специальную премию «Оскар». Творчество Сеннетта и его сотрудников оказало значительное влияние на развитие американского кино, заложив основы трюковой эксцентрической комедии, умело использующей возможности кинематографа. Традиции немой «комической» были развиты в фильмах Чаплина и продолжают время от времени возрождаться у других режиссёров.
Сочинения:
King of comedy, N.Y., 1954 (с С. Shipp).Литература:
Клер Р., Размышления о киноискусстве, [пер. с франц.], М., 1958;
Юренев Р. Н., Смешное на экране, М., 1964;
Трауберг М., Мир наизнанку, М., 1984;Turconi D., Mack Sennett, il re delle comiche, Roma, 1961.
M. С. Шатерникова.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.