- ШЁБЕРГ Альф
Шёберг Альф (Sjöberg) (21.6.190317.4.1980), шведский режиссёр. Учился в школе при Драматическом театре в Стокгольме, где в 192527 был актёром, а с 1930 главным режиссёром. В 1928 снялся в фильме «Поэзия Одалена». В 1929 поставил фильм «Сильнейший», продолживший традиции «шведской классической школы» и обновивший выразительные средства и приёмы. Уже в этой картине проявилось влияние советского киноискусства, монтажных теорий С. М. Эйзенштейна и В. И. Пудовкина. В 1939 поставил фильм «Ставка жизнь», проникнутый антифашистским пафосом, тревогой за судьбы человечества перед лицом мировой войны. Стилистические искания Шёберга были продолжены в психологических драмах «Пора цветения» (1940), «Домой из Вавилона» (по С. Сивертсу, 1941), фантастические аллегории «Божественная игра» (1942), историко-приключенческий фильм «Королевская охота» (1943). Наиболее ясно творческие принципы Шёберга выражены в фильме «Травля» (1944, сценарий И. Бергман): концентрация действия, эмоциональная напряжённость, зрительные эффекты, резкое противопоставление света и тени, смелый монтаж. Ленты Шёберга отличались глубоким анализом духовного мира человека. Фильм «Просто мать» (по И. Лу-Юхансону, 1949) повествовал о трудной судьбе простой женщины-батрачки, бедствиях и страданиях шведских тружеников. Фильм «Фрекен Юлия» (по А. Стриндбергу, 1951, главная премия международного кинофестиваля в Канне) один из лучших фильмов шведского кино, где Шёберг, сохраняя единство места действия, сочетает прошлое и настоящее, воспоминания и действительность, выводит повествование за рамки театральной условности, присущие литературной основе. Подобным же образом сфокусировано внимание на главном герое в исторических фильмах «Варавва» (по П. Лагерквисту, 1952) и «Карин Монсдоттер» (по Стриндбергу, 1953). Последующие фильмы «Дикие птицы» (1954) и «Последняя пара, беги!» (1956, сценарий Бергман и Шёберга) были построены на современном материале, посвящены молодёжи и разногласиям поколений. В фильме «Судья» (по В. Мубергу, 1960) Шёберг критиковал судебную систему Швеции, впервые в своём творчестве высказывая отношение к современным общественным явлениям. Та же социальная проблематика отличала фильм «Остров» (1965), посвящённый борьбе за разоружение. Однако с точки зрения художественной выразительности эти фильмы значительно уступали предыдущим работам режиссёра. Последний фильм Шёберга «Отец» (1969) экранизация одноименной драмы Стриндберга. С 70-х гг. работал только в театре.
Литература:
Lundin G., Filmregi: Alf Sjöberg, Lund, 1969;
Werner G., Den svenska filmens historia, Stockh., 1978.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.