- ШЁСТРЁМ Виктор Давид
Шёстрём Виктор Давид (Sjöström) (20.9.18793.1.1960), шведский режиссёр, актёр. В 18961911 играл в театрах Швеции и Финляндии. В 1898 был режиссёром Шведского театра в Хельсинки. С 1912 выступал в фильмах режиссёра М. Стиллера «Вампир», «Ребёнок», «Когда любовь умирает», «Чёрные маски», где играл героев-любовников. В том же году поставил фильм «Садовник». Ставил типичные для того времени мелодрамы: «Голос крови» и «Любовь сильнее ненависти» (1913) и др. Интерес режиссёра к социальным проблемам, к жизни рабочих, городской бедноты проявился в фильмах «Забастовка» и «Ингеборг Хольм» (1913), «Дети улицы» и «Один из многих» (1914). Снимался в собственных фильмах и лентах Стиллера (создал комический образ журналиста в фильмах «Лучший фильм Томаса Гроля», 1917, «Лучший ребёнок Томаса Гроля», 1918). Важнейшим этапом в творчестве Шёстрёма и в истории шведского кино стал фильм «Терье Виген» (по Г. Ибсену, 1916), определивший эстетические принципы так называемой шведской классической киношколы. Глубина психологического анализа отличала фильм «Горный Эйвинд и его жена» (по И. Сигурйоунссону, 1917). Романтизация крестьянского быта отразилась в эстетике и поэтике Шёстрёма: принципиально новой технике киноповествования, ритмическом построении, экспрессивном монтаже, выразительности натурных съёмок. Большой мастер работы с актёрами, Шёстрём добивался предельно эмоциональной актёрской игры, реализма в интерпретации характеров героев. В экранизациях романов С. Лагерлёф «Девушка с Болотного хутора» (1917), «Сыновья Ингмара» (1918), «Карин, дочь Ингмара» (1919) режиссёр стремился к максимальной точности в передаче духа и стиля литературной основы. Значительным достижением мирового киноискусства стал его фильм «Возница» (по Лагерлёф, 1920), в котором искания в области формы, новаторские изобразительные решения тесно связаны с содержанием. В этих фильмах Шёстрём играл главные роли, создавая яркие, запоминающиеся образы гордых, волевых, мужественных, сильных духом людей. Идейно-художественные принципы Шёстрёма нашли выражение также в его фильмах по произведениям Я. Бергмана «Завещание его превосходительства» (1919), «Мастер» (1920), «Кто судит?» (1921), «Огонь на борту» (1923), которые, однако, не отличались силой и глубиной предыдущих фильмов и свидетельствовали о начале кризиса в шведском немом кино. В 1923 Шёстрём уехал в США, где поставил 9 фильмов, в том числе «Ветер» (1928) один из лучших фильмов мирового кино 20-х гг. Однако в фильмах «Тот, кто получает пощёчины» (1924), «Признания королевы» (1925), «Алая буква» (по Н. Хоторну, 1926), «Божественная женщина» (1928, с Г. Гарбо в главной роли) ощущалось противоречие между творческими принципами Шёстрёма и стандартами голливудской кинопромышленности. В 1930 Шёстрём вернулся на родину и поставил один из первых шведских звуковых фильмов «Маркуреллы из Вадчёпинга» (по Бергману), блестящую сатиру на буржуазных обывателей. Последняя режиссёрская работа Шёстрёма историческая «костюмная» драма «Под красной мантией» (1936, в советском прокате «Под кардинальской мантией»), снятая в Великобритании. В дальнейшем Шёстрём работал в кино только как актёр. В 194349 был художественным руководителем кинокомпании «Свенск фильминдустри». Среди крупнейших актёрских работ 4050-х гг.: актёр Фалькман («Возгорится пламя», 1943), предпочитающий умереть, но не идти на сделку с фашистскими оккупантами, крестьянин Борг («Слово», 1943), Юродивый («Император Португалии», 1944) режиссёр всех фильмов Г. Муландер, эгоистичный дирижёр Сёндербю («К радости», 1950, режиссёр И. Бергман). Завершает творческий путь Шёстрёма роль профессора Борга в фильме Бергмана «Земляничная поляна» (1957). Творчество Шёстрёма оказало огромное влияние на развитие шведского кино, наметило пути к поискам новых средств художественной выразительности.
Литература:
Муссинак Л., Рождение кино, пер. с франц., Л., 1926;
Садуль Ж., Всеобщая история кино, пер. с франц., т. 3, М., 1961;
Актеры зарубежного кино, в. 10, Л., 1976;
Idestam-Almqyist В., Den svenska filmens drama. Sjöström och Stiller, Stockh., 1939;
Forslund В., Victor Sjöström. Hans liv och verk, Stockh., 1980.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.