Stroheim, Erich von

Stroheim, Erich von
• ШТРО`ГЕЙМ, Штрохейм (Stroheim) Эрих фон (полное имя и фам. Эрих Освальд Ханс Карл Мария Штрогейм фон Норденвальд, Stroheim von Nordenwald)
(22.9.1885 - 12.5.1957)
   амер. режиссёр, актёр, сценарист, писатель. Уроженец Австрии. Получил воен. образование. В 1909 эмигрировал в США, где сменил много профессий. С 1914 в Голливуде. Снимался в небольших ролях, работал ассист. режиссёра и воен. консультантом, гл. обр. у Д. У. Гриффита : ("Рождение нации", 1915, "Нетерпимость", 1916) и Дж. Эмерсона. Ш.-режиссёр разделял интерес Гриффита к острым социальным проблемам, но ему были чужды его оптимистич. иллюзии. В творчестве Ш. можно выделить два тематич. цикла. В первом из них ("Слепые мужья", 1919, "Дьявольская отмычка", 1920; "Глупые жёны", 1921, в сов. прокате "Отпрыск благородного рода") критич. анализу подвергнут институт бурж. семьи. В др. цикле ("Карусель", 1923, "Весёлая вдова", 1925, "Свадебный марш" и "Королева Келли", 1928) рассматривались конфликты, порождённые социальным неравенством героев. В 1924 пост. ф. "Алчность" по роману Ф. Норриса "Мактиг". Откровенно и бескомпромиссно, без малейшей сентиментальности ф. показывал, как погоня за деньгами, превращение золота в фетиш ведут к распаду семьи и самой человеческой личности. Стремясь точно воссоздать содержание романа, Ш. проявил исключительно бережное отношение к первоисточнику и перенёс его на экран в полном объёме. Ф. снят на натуре и в подлинных интерьерах. "Алчность" вошла в число лучших произв. реалистич. мирового киноиск-ва. Реж. судьба Ш. драматична. Его упорное стремление к творч. самостоятельности, неприятие голливудских стандартов, социально-критич. направленность ф. приводили к постоянным конфликтам с руководством крупных кинофирм. Обвинения в адрес Ш. по поводу перерасхода бюджета и нарушения сроков съёмки были лишь внешним выражением этих конфликтов. В результате ф. "Глупые жёны", "Весёлая вдова", "Свадебный марш" монтировались в окончат, варианте без участия Ш. Картина "Алчность" была сокращена для проката в 4 раза. Ф. "Карусель" и "Королева Келли" были досняты др. режиссёрами. В 1932 Ш. был отстранён от работы над своим последним голливудским ф. "Прогулка по Бродвею", к-рый вышел на экран в 1933 под назв. "Хэлло, сестра!".
   Сюжеты мн. фильмов Ш. мелодраматичны. Однако их мир, обрисованный с горечью и сарказмом, лишён однозначности моральных оценок, свойственной мелодраме. В них явственно ощущается острота социальных противоречий, и они нередко приобретают трагедийное звучание. Видя в окружающей среде ключ к пониманию поведения героев ф., Ш. стремился достоверно произвести её, передать атмосферу времени и места действия. Отсюда ориентация на подробное и правдивое воссоздание при съёмках малейших деталей быта и нюансов поведения персонажей. Для творч. манеры Ш. характерны интерес к резким жизненным противоречиям, оригинальность реж. видения, острота в обрисовке характеров. Один из крупнейших режиссёров мирового кино, он оказал значит, влияние на развитие киноиск-ва.
   С 30-х гг. Ш. был лишён возможности ставить ф. и вынужден был ограничиться исполнит, и лит. деятельностью. В 10 - 20-е гг. Голливуд использовал его в амплуа жестоких прусских офицеров ("Ради Франции", "Скептик", "Сердца мира" и др.). Наиболее интересные роли офицеров-аристократов, авантюристов и соблазнителей были сыграны им в собств. ф. (лейтенант фон Штубен в "Слепых мужьях", "граф" Карамзин в "Глупых жёнах", князь Никки в "Свадебном марше"). В 30 - 50-х гг. Ш. много снимался в стандартных коммерч. ф. во Франции ("Алиби", 1937, "Гибралтар", 1938, в сов. прокате "Сети шпионажа", "Чёрная серия", 1954) и США ("Друзья и любовники", 1931, "Потерянный эскадрон", 1932, "Преступление доктора Креспи", 1935, "Маска Дижона", 1946). Если роль давала возможность показать конфликты и противоречия в характере героя, Ш. создавал яркие и выразит, образы ("Великий Габбо", 1929, "Какой ты меня желаешь", 1932; "Беглецы из Сент-Ажиля", 1938, и "Танец смерти", 1947, - оба Франция). Высшим достижением Ш.-актёра является остро драм атич. роль в фильме Ренуара "Великая иллюзия" (1937), где он сыграл немецкого аристократа, лётчика-аса фон Рауффенштейна, ставшего после ранения комендантом лагеря для военнопленных. В 1950 в ф. "Сан-сет бульвар" Б. Уайлдера он создал полный автобиографич. аллюзий образ неудачника, бывшего кинорежиссёра. III. был автором сц. всех своих фильмов. В 1936 по его сц. реж. Дж. Сейц пост. ф. "Между двумя женщинами".
   Среди др. ф.: актёр - "Сердце человечества" (в сов. прокате "В котле войны"), "Трое смотрят на восток" (оба США), "Марта Ришар", "Мадемуазель доктор", "Железнодорожные пираты", "Ловушки" (все Франция), "Я была искательницей приключений", "Пять гробниц на пути в Каир", "Северная звезда", "Великий Фламмарион" (все США), "Портрет убийцы" (Франция), "Альрауне" (ФРГ), "Наполеон" (Франция).
   ♦ Paprika, N. Y., 1935; Les feux de la Saint-Jean, v. 1 - 2, P., 1951-54; Poto-poto, P., 1956; Screenplay of "Greed", Brux., 1958.
   ◘ Королевич В., Аташева П., Эрих Штрогейм, М.- Л., 1927; Авенариус Г., Эрих Штрогейм, "ИК", 1937, № 1; Noble P., Hollywood scapegoat: the biography of Erich von Stroheim, L., 1950; Bergut В., Eric von Stroheim, P., 1960; Barna J., Erich von Stroheim, W., 1966; Curtiss T. Q., Von Stroheim, N. Y., 1971 - The complete "Greed" of Erich von Stroheim, ed. by H. Weinberg, N. Y., 1972; Weihberg H. G., Stroheim: a pictorial record of his nine films, N. Y., 1975.

Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Stroheim, Erich von" в других словарях:

  • STROHEIM, ERICH VON — (1885–1957), film actor and director. Born in Vienna, Austria, Von Stroheim, with his bullet shaped head and his monocle, became famous for his Teutonic roles and was dubbed the man you love to hate. He directed and acted in Hollywood, and his… …   Encyclopedia of Judaism

  • Stroheim, Erich von — orig. Erich Oswald Stroheim born Sept. 22, 1885, Vienna, Austria died May 12, 1957, near Paris, France Austrian U.S. film director and actor. He was the son of a Jewish hatmaker, and he immigrated to the U.S. after his military service. He… …   Universalium

  • Stroheim, Erich von — orig. Erich Oswald Stroheim (22 sep. 1885, Viena, Austria–12 may. 1957, cerca de París, Francia). Director de cine y actor austríaco estadounidense. Hijo de un fabricante de sombreros judío, emigró a EE.UU. después de cumplir el servicio militar …   Enciclopedia Universal

  • Stroheim, Erich von — pseud. di Stroheim, Erich Oswald …   Sinonimi e Contrari. Terza edizione

  • Stroheim,Erich von — Stro·heim (strōʹhīm ), Erich von. 1885 1957. Austrian born American actor and director who is best known for his roles in La Grande Illusion (1937) and Sunset Boulevard (1950). * * * …   Universalium

  • Stroheim, Erich von —    см. Штрогейм, Эрих фон …   Режиссерская энциклопедия. Кино США

  • Stroheim, Erich von — (1885 1957)    Austrian film director and actor. He was the son of middle class parents in Vienna. He went to the US in 1909, and first appeared on screen in 1914. His films include Blind Husbands, Foolish Wives, Greed, The Merry Widow, The… …   Dictionary of Jewish Biography

  • Erich von Stroheim — (geboren als Erich Oswald Stroheim; * 22. September 1885 in Wien; † 12. Mai 1957 auf Schloss Maurepas bei Paris) war ein US amerikanischer Regisseur, Schauspieler und …   Deutsch Wikipedia

  • Erich von Stroheim — Saltar a navegación, búsqueda Erich von Stroheim Erich von Stroheim Nombre real Erich Oswald Stroheim Nacimiento …   Wikipedia Español

  • STROHEIM (E. von) — Stroheim est un des grands réalisateurs de l’époque du muet, doublé d’une personnalité fascinante et ambiguë. Ses films conservent une valeur intrinsèque en même temps qu’ils ont exercé une influence profonde, durable et salutaire sur l’évolution …   Encyclopédie Universelle


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»