- Taviani
- • ТАВИА`НИ (Taviani)• ТАВИАНИ (Taviani), итал. режиссёры, братья: • Паоло (р. 8.11.1931) и • Витторио (р. 20.9.1929)Творч. деятельность начали как организаторы киноклубов в Пизе и Риме. В 1954 - 59 сняли неск. к/м док. ф., в т. ч. ф., поcв. итал. Сопротивлению,- "Сан Миниато: июль 44-го" (1954, сц. Т. и Ч. Дзаваттини). Соавторы сц. с В. Орсини и Й. Ивенсом и с ассист. Ивенса по док. ф. "Италия не бедная страна" (1960). В 1962 с реж. В. Орсини сняли ф. "Человек, которого надо Д уничтожить" (пр. Мкф в Венеции) о молодом сицилийском крестьянине, обретающем политич. самосознание в борьбе с мафией и политич. коррупцией. Благодаря своей актуальной проблематике этот ф. стал одним из первых произв., к-рые заложили основы направления итал. "политич. кино". Следующий ф. братьев Т. "Брачное беззаконие" (1964), состоявший из 5 эпизодов, снятых в гротесково-комич. ключе, был посв. проблеме развода в Италии. В ф. "Ниспровер гатели" (1967) нашла противоречивое отражение тема духовных исканий итал. интеллигенции 60-х гг. В 1969 Т. сдела ли картину "Под знаком Скорпиона", в к-рой, используя сложную образную структуру и прямые политич. реалии, создали мрачную антиутопию. Дальнейшее творчество братьев Т. во многом отразило зарождение, развитие и спад леворадикального движения в Италии, Фильмы "У святого Михаила был петух" (1971), "Аллонзанфан" (1974), "Поляна" (1979) стали своеобразной кинолетописью движения контестации с его утопизмом, тотальным критицизмом настроениями анархистского бунтарства. В 1977 Т. сняли ф. "Отец-хозяин" (по ц. роману Г. Ледды "Отец-хозяин, воспитание пастуха", гл. пр. и пр.ФИПРЕССИ на Мкф в Канне). В снятом в 1982 анти-фаш. ф. "Ночь святого Лоренцо" (спец. пр. Мкф в Канне) режиссёры вновь т. обратились к теме итал. Сопротивления.В 1984 пост. ф. "Хаос" (по Л. Пиранеделло). Л. Г. Мельвиль.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.