- ТРЮФФО Франсуа
Трюффо́ Франсуа (Truffaut) (6.2.193221.10.1984), французский режиссёр. Выступал как кинокритик, обратил на себя внимание резкостью суждений (сотрудничал в журнале «Cahiers du cinéma» и еженедельнике «LArt»). Поставил короткометражные фильмы «Визит» (1955) и «Шантрапа» (1958). Трюффо один из вдохновителей и участников «новой волны». В 1959 поставил фильм «400 ударов» (премия международного кинофестиваля в Канне), в котором с тонким лиризмом рассказал во многом автобиографичную историю подростка Антуана Дуанеля (Ж. П. Лео), тяготящегося своим положением в школе и в семье, стремящегося вырваться из тусклой и унылой повседневной жизни. Но бунт маленького героя бесперспективен, бежать ему некуда. Историю своего героя Трюффо как бы продолжил в одной из новелл фильма «Любовь в 20 лет» (1962). Юноша (его играл тот же Ж. П. Лео) также живёт в разладе с окружающей его действительностью, но от попыток бегства и бунта уже отказался. Постепенно взрослея, Лео появился и в некоторых последующих фильмах режиссёра - «Украденные поцелуи» (1968, премия Мельеса, Большая премия французского кино; премия Деллюка, 1969), «Семейный очаг» (1970), «Сбежавшая любовь» (1979), которые сложились в единый «дуанелевский» цикл, посвящённый психологическим и моральным проблемам жизни современного молодого француза. Фильм «Стреляйте в пианиста» (1960) представлял стилизацию под гангстерские фильмы; здесь режиссёр развивал свой излюбленный мотив доброго и беззащитного человека, одинокого в мире, где царит право сильного. Жестокости и бездушию общественных отношений Трюффо пытается противопоставить вечные ценности дружбы и любви. Однако подвергнув эти ценности испытанию, режиссёр убеждается в их хрупкости, незащищённости перед окружающим злом. Этой теме посвящён фильм «Жюль и Джим» (1962) один из самых значительных у режиссёра. Трюффо не хочет удовлетвориться пессимистическим выводом о тщете человеческих усилий. Как художник он выступает в защиту духовности, поэзии, нежности, без которых люди рискуют превратиться в бездушных роботов, одержимых манией разрушения. Эту мысль режиссёр воплотил в фильме «451° по Фаренгейту» (по Р. Брэдбери, 1966, Великобритания). Мир искренности и чистоты ассоциируется у Трюффо с миром детства, который режиссёр изображает с большим сочувствием также в фильмах «Дикий ребёнок» (1970) и «Карманные деньги» (1976). Фильм «Американская ночь» (1973, премия «Оскар»), где Трюффо сыграл роль режиссёра, посвящён размышлениям над трудностями и радостями кинематографической профессии. Фильм «История Адели Г.» (1975) воспроизводит романтическую историю несчатной любви младшей дочери В. Гюго. В фильме «Последнее метро» (1980) Трюффо рассказал об актёрах театра, которые в годы оккупации противопоставляют фашизму духовную независимость и преданность искусству. В большинстве своих фильмов Трюффо выступает также как сценарист, в некоторых как актёр («Дикий ребёнок») и продюсер. Снялся также в главной роли в американском фильме «Близкие контакты третьего вида» (1977, режиссёр С. Спилберг) и др.
Другие фильмы:
«Нежная кожа» (1964), «Невеста была в чёрном» (1968), «Сирена с Миссисипи» (1969), «Две англичанки и Континент» (1971), «Девушка красивая, как я» (1972), «Мужчина, который любил женщин» (1977), «Зелёная комната» (1978), «Женщина по соседству» (1981), «Скорей бы воскресенье!» (1983).Сочинения:
Le cinéma selon Hitchcock, P., 1966;
Les films de ma vie, [P., 1975].Литература:
Petrie G., The cinema of François Truffaut, N.Y., 1970;
Crisp C. G., François Truffaut, L., 1972;
François Truffaut, Münch., 1974;
Fann D., Lunivers de François Truffaut, P., 1972;
Allen D., François Truffaut, N.Y., [1974];
Collet J. Le cinéma de François Truffaut, P., 1977;
Bonnaffons E., François Truffaut, Lausanne, 1981.В. И. Божович.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.