- ВАРДА Аньес
Варда́ Аньес (Varda) (р. 30.5.1928), французский режиссёр. Училась в Сорбонне и Высшей школе декоративных искусств. Начинала как фотограф-репортёр. В кино с 1955. Дебютировала фильмом «Пуэнт Курт», снятым на собственные средства и при участии лишь двух профессиональных актёров (Ф. Нуаре и С. Монфор). Фильм во многом предвосхитил стилистику «новой волны» и был отмечен влиянием А. Рене, участвовавшего в монтаже. После нескольких короткометражных лент «О времена года, о замки...» (1957), «Опера-Муфф» и «На побережье» (1958) Варда сняла художественный фильм «Клео от 5 до 7» (1961) о двух часах жизни женщины, страдающей канцерофобией и ожидающей результатов медицинского анализа. Прогрессивной проблематикой отличается документальный короткометражный фильм «Привет, кубинцы!» (1963), смонтированный из 1800 документальных статичных кадров, снятых на Кубе. В 1965 сняла фильм «Счастье». Эта жестокая и ироничная притча о любви уже несла на себе отпечаток феминизма, сильным влиянием которого отмечены более поздние работы Варда Проблема трансформации реальных людей в персонажей художественного вымысла затронута в фильме «Создания» (1966). В следующем году Варда сняла новеллу в коллективном фильме «Далеко от Вьетнама». В США создала короткометражный фильм «Дядя Янко» и «Чёрные пантеры» (1968) и фильм «Львиная любовь» (1969) о жизни хиппи. После ряда телевизионных и короткометражных фильмов выпустила экспериментальную ленту «Типы с улицы Дагерра» (1975). Затем сняла феминистскую листовку «Ответ женщин» (1975), подготовившую появление фильма «Одна поёт, другая нет» (1977), программный для Варда фильм в её борьбе за социальную и личную свободу женщины. Экспериментами в области киноязыка стали и фильмы «Стена, стены» (1980) и «Документатор» (1981).
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.