- ВАВРА Отакар
Ва́вра Отакар (Vavra) (р. 28.2.1911), чехословацкий режиссёр, сценарист. Народный артист ЧССР (1968). Член КПЧ с 1945. Старейший мастер чехословацкого кино. Изучал архитектуру в учебных заведениях Брно и Праги, занимался публицистикой. В 192932 был членом организации «Левый фронт», рецензировал фильмы, организовывал первые просмотры советских фильмов (в г. Брно). Снял экспериментальные короткометражные фильмы «Свет прорезает тьму» (1931), «Мы живём в Праге» (1934), «Ноябрь» (1935). Как сценарист и ассистент режиссёра участвовал в создании нескольких картин. Первый художественный фильм Вавры «Верблюд через игольное ушко» (1937). Значит, событиями стали ленты Вавры «Философская история» (по А. Ирасеку) и «Девственность» (по М. Майеровой) обе 1937, «Цех кутногорских дев» (1938), отмеченные премиями международного кинофестиваля в Венеции. Фильмы Вавры отличаются высоким уровнем изобразит. решения, монтажа, тщательным подбором исполнителей. Поставил фильмы: «Юмореска» (1939) и «Турбина» (1941) оба по К. Чапеку Ходу, «Майская сказка» (по В. Мрштику, 1942); камерные психология, драмы «Заколдованный дом» (1939), «Пациентка доктора Гегеля» (1942); исторические фильмы «Розина-найдёныш» (1945), «Беспокойный бакалавр» (1946). Вавра был организатором съёмок кинорепортажей во время Народного восстания 1945. Участвовал в разработке проекта национализации чехословацкой кинопромышленности. В 1945 на основе документальных материалов создал полнометражный фильм «Путь к баррикадам». О борьбе жителей Праги против фашистов рассказывал художественный фильм «Немая баррикада» (по Я. Дрде, 1949, Государственная премия ЧССР). Поставил фильмы: «Предчувствие» и «Кракатит» (по К. Чапеку) оба 1948, «Гражданин Брих» и «Первая спасательная» (1959), «Ночной гость» (1961). Зачинатель монументально-исторического жанра в чехословацком кино, Вавра поставил фильмы «Наступление» (по В. Ржезачу, 1953) и «Гуситская трилогия» («Ян Гус», 1955, «Ян Жижка», 1956, «Против всех», 1958). В эпических полотнах о судьбах нации во время 2-й мировой войны «Дни предательства» (1973), «Соколове» (1974, с СССР), «Освобождение Праги» (1976) режиссёр обратился к методу документальной реконструкции событий прошлого. Ряд значительных фильмов поставил в сотрудничестве с чешским поэтом Ф. Грубином: «Золотой ранет» (1965, главная премия международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне), «Романс для корнета» (1967, премия международного кинофестиваля в Москве; Государственная премия ЧССР, 1968). В 1980 вышел новый вариант «Кракатита» «Чёрное солнце» (осовремененная экранизация романа Чапека). В 1983 поставил фильм «Странствия Яна Амоса». С 1957 преподаватель ФАМУ (с 1963 профессор).
Литература:
Московский П., Кинорежиссер Отакар Вавра, М., 1964;
«Соколове», «СЭ», 1974, № 9.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.