- ВИГО Жан
Виго́ Жан (Vigo) (22.4.19055.10.1934), французский режиссёр. Окончил литературный факультет Сорбонны. В кино пришёл, видя в нём форму личного самовыражения и средство социального протеста. Активное неприятие буржуазной действительности стало определяющим моментом для формирования мировоззрения будущего режиссёра. Первый фильм, сделанный вне официальной системы кинопроизводства поэтический репортаж «По поводу Ниццы» (1929, с Б. Кауфманом) развенчивал буржуазный образ жизни. Задумав свой фильм как «социальный документ», Виго выискивал такие аспекты реальности, которые позволяли создать картину праздного, физически и морально вырождающегося общества. Фильм не имел коммерческого проката, но произвёл большое впечатление в кругах прогрессивной интеллигенции. В короткометражном документальном фильме «Жан Тарис, чемпион плавания» (1931) главным образом разрабатывались различные средства киновыразительности. Художественный фильм «Ноль за поведение» (1933, сценарий Виго) имел автобиографические истоки. Жестокая и бессмысленная система воспитания в закрытом интернате изображалась в фильме как выражение общей системы социального подавления личности. Социально-обличительные и бунтарские мотивы привели к запрету фильма цензурой (выпущен на экраны в 1945). Фильму было присуще поэтическое видение мира, многие его эпизоды, проникнутые юмором, как бы «сдвигали» происходящее в область фантастического. Поэтическое мироощущение Виго получило наиболее полное выражение в его последнем фильме «Аталанта» (1934), лирическом повествовании о жизни маленького экипажа самоходной баржи, плавающей по рекам и каналам Франции. Драматический конфликт связан с тем, что героиня фильма не может удовлетвориться своим повседневным существованием, ищет в жизни причудливое и необычное. В стилистике фильмов Виго сочетаются и примиряются действительность и мечта, проза и поэзия. «Аталанта» вышла на экран уже после смерти режиссёра в сокращённом варианте и с изменённым названием, заимствованным из модной тогда песенки «Плывёт шаланда». Небольшое по объёму творческое наследие Виго оказало большое воздействие на развитие французского кино, особенно в 30-е и послевоенные годы, когда благодаря киноклубам возродился интерес к его фильмам. Это связано прежде всего с тем, что ярко выраженное личное, творческое видение режиссёра не подменяет реальности, а помогает её поэтическому раскрытию. Авторская позиция Виго имела отчётливую социальную демократическую направленность. Виго был членом Ассоциации революционных писателей и художников с момента её создания (март 1932). Во Франции с 1951 существует ежегодная премия имени Виго, присуждаемая «за независимость авторской позиции и высокое художественное качество».
Литература:
Жан Виго. Сборник, перевод с французского, М., 1979.В. И. Божович.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.