Bergman, Ingmar

Bergman, Ingmar
• БЕ`РГМАН (Bergman) Ингмар
(р. 14.7. 1918)
   швед, режиссёр, сценарист. Творч. путь начал как театр, режиссёр, впоследствии не расставался с т-ром, осуществляя постановки У. Шекспира, Г. Ибсена, А. Стриндберга, А. П. Чехова и совр. драматургов. Однако мировое признание получил, работая в кино. В 1944 по сц. Б. был пост. ф. "Травля" (реж. А. Шёберг), где прозвучала антифаш. тема, в 1947 - "Женщина без лица" (реж. Г. Муландер) и др. фильмы. В худож. кино Б. дебютировал в 1946 ф. "Кризис", затем последовали "Дождь над нашей любовью" (по пьесе О. Бротена "Хорошие люди", 1946), "Корабль идёт в Индию" (по М. Сёдерйельму, 1947), "Портовый город" (по роману О. Ленсберга "Золото и стены", 1948), "Тюрьма" (1949, сц. Б.). Эти ф.- о людях с изломанными судьбами, стремящихся обрести хоть немного счастья и человеческого тепла в мире, где господствуют сытые, самодовольные мещане и равнодушные чиновники.
   В 50-е гг. творчество Б. поднялось на новую ступень. Теперь он писал сц. почти для всех своих картин. В центре его внимания - нравств. и филос. проблемы смысла жизни, столкновения между верой и безверием. Обострение трагич. конфликтов сопровождалось углублением психологич. анализа (с опорой на опыт драматургии Стриндберга и идей С. Кьеркегора). Картины природы подчёркивали глубокое отчаяние героев в моменты душевных кризисов, их страстные, порой исступлённые поиски истины ("Летняя игра", 1951, сц. Б. и X. Гревениус, "Лето с Моникой" по П. А. Фогельстрёму, и "Вечер шутов", 1953). В ф. "Улыбки летней ночи" (1955) тема шаткости, непрочности человеческих отношений получила комедийное решение. В "Седьмой печати" (1957, пр. Мкф в Канне) ср.-век. легенда о борьбе между Рыцарем и Смертью, о страхе людей перед концом мира трактована режиссёром аллегорически. Ф. "Земляничная поляна" (1957) построен на мотиве возврата человека к своему прошлому: старый профессор на склоне лет переосмысливает свою жизнь и убеждается, что прожил её неплодотворно, что нравств. истина заключается в любви к своим ближним. В ф. "У истоков жизни" (по роману У. Исаксон "Добрые достойные", 1958, пр. Мкф в Канне) жизнь при всех её неразрешимых противоречиях утверждается как высшая ценность, а женщина - как хранительница жизненного начала. Выразителями духовных исканий у Б. часто выступают бродячие актёры, циркачи, фокусники, находящиеся в конфликте с буржуа, обывательским здравым смыслом и полицейскими властями ("Лицо", 1958, пр. Мкф в Венеции, 1959).
   Тема страдания и царящего в мире зла с особенной резкостью, с обилием жестоких подробностей возникает в ф. "Источник" (1960, пр. "Оскар"), экранизации древней нордич. легенды. В 60-е гг. в творчестве Б. всё явственнее звучат ноты отчаяния, его героям становится всё труднее противостоять хаосу и безумию окружающего мира. Ф. "Как в зеркале" (1961), "Причастие" ("Зимний свет") и "Молчание" (1963, пр. "Оскар") составляют как бы трилогию: их герои не в состоянии примириться с абсурдностью и жестокостью жизни, погибают или сходят с ума. К этим ф. примыкает лента "Персона" (1966), где речь идёт об одиночестве, неконтактности людей и, как следствие, о неустойчивости, расщеплённости человеческой личности. Б. вступает в область, где стирается грань между реальностью и химерами, порождёнными больным сознанием героев ("Час волка", 1968). В ф. "Стыд" (1968) показаны люди, помимо своей воли ввергнутые в ситуацию войны, лишённые возможности контролировать внеш. события и собств. судьбу.
   В 70-е гг. Б. продолжает варьировать темы разобщённости людей, их одиночества, психологич. сложности их интимных отношений ("Прикосновение", 1971, с Великобританией, "Шёпоты и крик", 1972). В ф. "Осенняя соната", 1978, внимание сосредоточено на двух женских портретах, матери и дочери (актрисы И. Бергман и Л. Ульман); даётся анатомия связывающих их чувств любви - ненависти. Ряд фильмов Б. снял для ТВ ("Ритуал", 1969, "Сцены из супружеской жизни", 1972, "Лицом к лицу", 1975) в очень скупой сдержанной изобразит, манере. Режиссёр пробовал свои силы и в док. кино (два репортажа об острове Форе - "Форё-69" и "Форё-79"). Особое место в его творчестве этих лет занимает ф. "Змеиное яйцо" (1977, ФРГ - США), где показано вызревание фашизма в обстановке Германии 20-х гг.; его предпосылками, по Б., являются чувство безнадёжности, утрата жизненных целей, взаимное отчуждение людей, превращающие их в инертную толпу, к-рой начинают манипулировать преступники и безумцы. В 1983 Б. пост, т/ф "Фанни и Александр" (и киновариант, Швеция - Франция - ФРГ, пр. "Оскар").
   В фильмах Б. выражены духовные (поиски и терзания личности, ощущающей своё одиночество и покинутость в бурж. мире. Гуманистич. устремления режиссёра, его неприятие капиталистич. отношений находятся в постоянном конфликте с его скептически-негативной концепцией мира и человека. Б. создал свою актёрскую школу, среди его постоянных исполнителей - М. фон Сюдов, Г. Бьёрнстранд, И. Тулин, Б. Андерсон, X. Андерсон, с 1966 - Л. Ульман. Для пластич. единства бергмановского стиля большое значение имеет oпeрат. работа С. Нюквиста.
   Среди др. ф.: "Музыка в темноте" (1948), "Жажда" (по Б. Тенгрот, 1949), "К радости" и "Такого здесь не бывает" (1950), "Женгдины ждут" (1952), Урок любви" (1954), "Женские грёзы" (1955), "Не говоря уж обо всех этих женщинах" (1964), "Страсть" (1969), "Волшебная флейта" (по опере В. А. Моцарта, 1975), "Из жизни марионеток" (1980, ФРГ) - все сц. Б.
   И. Бергман. Статьи. Рецензии. Сценарии. Интервью, (М., 1969); Beranger J., Ingmar Bergman et ses films, P., 1960; Вillguist F., Ingmar Bergman. Teatermannen och filmskaparen, Stockh., (I960); Соwle P., Ingmar Bergman, 3 ed., Loughton, 1962; Wood R., Ingmar Bergman, N. Y., 1970; Bergom-Larsson M., Ingmar Bergman och den borgerliga ideologin, Stockh 1977.
   В. И. Божович.

Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Bergman, Ingmar" в других словарях:

  • BERGMAN (INGMAR) — Au milieu des années cinquante, les Français découvrirent deux nouveaux cinéastes qui allaient représenter l’excellence du «cinéma d’auteur»: Fellini avec La Strada (1955), Bergman avec Sourires d’une nuit d’été (1956) et Le Septième Sceau (1957) …   Encyclopédie Universelle

  • Bergman, Ingmar — ▪ Swedish film director Introduction in full  Ernst Ingmar Bergman  born July 14, 1918, Uppsala, Swed. died July 30, 2007, Fårö, Swed.  Swedish film writer director, who achieved world fame with such films as Det sjunde inseglet (1957; The… …   Universalium

  • Bergman,Ingmar — Berg·man (bûrgʹmən), Ingmar. Born 1918. Swedish director whose critically acclaimed films, such as The Silence (1963) and Fanny and Alexander (1983), are characterized by slow pace, laconic dialogue, and heavy use of symbolism to explore the… …   Universalium

  • Bergman, Ingmar — ► (n. 1918) Director de cine y teatro sueco. Su obra gira en torno al drama de la condición humana: la mujer, la pareja, el amor, la vejez... Películas destacables: Sonrisas de una noche de verano (1955), El séptimo sello (1956), La vergüenza… …   Enciclopedia Universal

  • Ingmar Bergman — Ingman Bergman, durante la producción de Fresas salvajes, en 1957 Nombre real Ernst Ingmar Bergman Nacimiento …   Wikipedia Español

  • Bergman — Bergman, Ingmar Bergman, Ingrid …   Enciclopedia Universal

  • Bergman — (Ingmar) (né en 1918) cinéaste et metteur en scène de théâtre suédois. Il traite le tragique de la destinée humaine: Jeux d été (1950), le Septième Sceau (1957), le Silence (1963), Cris et Chuchotements (1972), Fanny et Alexandre (1982). Bergman… …   Encyclopédie Universelle

  • Ingmar Bergman — Pour les articles homonymes, voir Bergmann. Ingmar Bergman …   Wikipédia en Français

  • Ingmar Bergman — Infobox actor name = Ingmar Bergman imagesize = 300px caption = Ingmar Bergman during production of Wild Strawberries (1957) birthname = Ernst Ingmar Bergman othernames = Buntel Eriksson birthdate = birth date|df=yes|1918|07|14 location = Uppsala …   Wikipedia

  • Ingmar Bergman — Ernst Ingmar Bergman?/i [ˌiŋːmaɾ ˈbæɾːʝman] (* 14. Juli 1918 in Uppsala, Schweden; † 30. Juli 2007 auf …   Deutsch Wikipedia


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»