- БЕРГМАН Ингмар
Бе́ргман Ингмар (Bergman) (р. 14.7.1918), шведский режиссёр, сценарист. Творческий путь начал как театральный режиссёр, впоследствии не расставался с театром, осуществляя постановки У. Шекспира, Г. Ибсена, А. Стриндберга, А. П. Чехова и современных драматургов. Однако мировое признание получил, работая в кино. В 1944 по сценарию Бергмана был поставлен фильм «Травля» (режиссёр А. Шёберг), где прозвучала антифашистская тема, в 1947 «Женщина без лица» (режиссёр Г. Муландер) и другие фильмы. В художественном кино Бергман дебютировал в 1946 фильмом «Кризис», затем последовали «Дождь над нашей любовью» (по пьесе О. Бротена «Хорошие люди», 1946), «Корабль идёт в Индию» (по М. Сёдерйельму, 1947), «Портовый город» (по роману О. Ленсберга «Золото и стены», 1948), «Тюрьма» (1949, сценарий Бергмана). Эти фильмы о людях с изломанными судьбами, стремящихся обрести хоть немного счастья и человеческого тепла в мире, где господствуют сытые, самодовольные мещане и равнодушные чиновники.
В 50-е гг. творчество Бергмана поднялось на новую ступень. Теперь он писал сценарии почти для всех своих картин. В центре его внимания нравственные и философские проблемы смысла жизни, столкновения между верой и безверием. Обострение трагических конфликтов сопровождалось углублением психологического анализа (с опорой на опыт драматургии Стриндберга и идей С. Кьеркегора). Картины природы подчёркивали глубокое отчаяние героев в моменты душевных кризисов, их страстные, порой исступлённые поиски истины («Летняя игра», 1951, сценарий Бергмана и X. Гревениус, «Лето с Моникой» по П. А. Фогельстрёму, и «Вечер шутов», 1953). В фильме «Улыбки летней ночи» (1955) тема шаткости, непрочности человеческих отношений получила комедийное решение. В «Седьмой печати» (1957, премия Каннского кинофестиваля) средневековая легенда о борьбе между Рыцарем и Смертью, о страхе людей перед концом мира трактована режиссёром аллегорически. Фильм «Земляничная поляна» (1957) построен на мотиве возврата человека к своему прошлому: старый профессор на склоне лет переосмысливает свою жизнь и убеждается, что прожил её неплодотворно, что нравственная истина заключается в любви к своим ближним. В фильме «У истоков жизни» (по роману У. Исаксон «Добрые достойные», 1958, премия Каннского кинофестиваля) жизнь при всех её неразрешимых противоречиях утверждается как высшая ценность, а женщина как хранительница жизненного начала. Выразителями духовных исканий у Бергмана часто выступают бродячие актёры, циркачи, фокусники, находящиеся в конфликте с буржуа, обывательским здравым смыслом и полицейскими властями («Лицо», 1958, премия кинофестиваля Венеции, 1959).
Тема страдания и царящего в мире зла с особенной резкостью, с обилием жестоких подробностей возникает в фильме «Источник» (1960, премия «Оскар»), экранизации древней нордической легенды. В 60-е гг. в творчестве Бергмана всё явственнее звучат ноты отчаяния, его героям становится всё труднее противостоять хаосу и безумию окружающего мира. Фильмы «Как в зеркале» (1961), «Причастие» («Зимний свет») и «Молчание» (1963, премия «Оскар») составляют как бы трилогию: их герои не в состоянии примириться с абсурдностью и жестокостью жизни, погибают или сходят с ума. К этим фильмам примыкает лента «Персона» (1966), где речь идёт об одиночестве, неконтактности людей и, как следствие, о неустойчивости, расщеплённости человеческой личности. Бергман вступает в область, где стирается грань между реальностью и химерами, порождёнными больным сознанием героев («Час волка», 1968). В фильме «Стыд» (1968) показаны люди, помимо своей воли ввергнутые в ситуацию войны, лишённые возможности контролировать внешние события и собственную судьбу.
В 70-е гг. Бергман продолжает варьировать темы разобщённости людей, их одиночества, психологической сложности их интимных отношений («Прикосновение», 1971, с Великобританией, «Шёпоты и крик», 1972). В фильме «Осенняя соната», 1978, внимание сосредоточено на двух женских портретах, матери и дочери (актрисы И. Бергман и Л. Ульман); даётся анатомия связывающих их чувств любви ненависти. Ряд фильмов Бергман снял для телевидения («Ритуал», 1969, «Сцены из супружеской жизни», 1972, «Лицом к лицу», 1975) в очень скупой сдержанной изобразительной манере. Режиссёр пробовал свои силы и в документальном кино (два репортажа об острове Форё «Форё-69» и «Форё-79»). Особое место в его творчестве этих лет занимает фильм «Змеиное яйцо» (1977, ФРГ США), где показано вызревание фашизма в обстановке Германии 20-х гг.; его предпосылками, по Бергману, являются чувство безнадёжности, утрата жизненных целей, взаимное отчуждение людей, превращающие их в инертную толпу, которой начинают манипулировать преступники и безумцы. В 1983 Бергман поставил телефильм «Фанни и Александр» (и киновариант, Швеция Франция ФРГ, премия «Оскар»).
В фильмах Бергмана выражены духовные поиски и терзания личности, ощущающей своё одиночество и покинутость в буржуазном мире. Гуманистические устремления режиссёра, его неприятие капиталистических отношений находятся в постоянном конфликте с его скептически-негативной концепцией мира и человека. Бергман создал свою актёрскую школу, среди его постоянных исполнителей М. фон Сюдов, Г. Бьёрнстранд, И. Тулин, Б. Андерсон, X. Андерсон, с 1966 Л. Ульман. Для пластического единства бергмановского стиля большое значение имеет операторская работа С. Нюквиста.
Среди других фильмов:
«Музыка в темноте» (1948), «Жажда» (по Б. Тенгрот, 1949), «К радости» и «Такого здесь не бывает» (1950), «Женщины ждут» (1952), «Урок любви» (1954), «Женские грёзы» (1955), «Не говоря уж обо всех этих женщинах» (1964), «Страсть» (1969), «Волшебная флейта» (по опере В. А. Моцарта, 1975), «Из жизни марионеток» (1980, ФРГ) все сценарии Бергмана.Литература:
И. Бергман. Статьи. Рецензии. Сценарии. Интервью, [М., 1969];
Beranger J., Ingmar Bergman et ses films, P., 1960;
Billguist F., Ingmar Bergman. Teatermannen och tilmskaparen, Stockh., [1960];
Cowie P., Ingmar Bergman, 3 ed., Loughton, 1962;
Wood R., Ingmar Bergman, N. Y., 1970;
Bergom-Larsson M., Ingmar Bergman och den borgerliga ideologin, Stockh., 1977.В. И. Божович.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.