- Wyler, William
- • УА`ЙЛЕР (Wyler) Уильям(1.7.1902 - 28.7.1981)амер. режиссёр. Род. в Эльзасе. Учился в Высш. коммерч. школе в Лозанне, затем в Парижской консерватории. С 1920 в Голливуде. В 1925 дебютировал постановкой вестерна "Плут Бастер". Сняв более 20 к/м вестернов, в 1928 пост, первый п/м ф.- комедию "Кто-нибудь из вас видел Келли?". Ставил мелодрамы ("Герои ада" и "Буря", 1930, "Разделённый очаг", 1931), комедии ("Добрая фея" и "Весёлый обман", 1935), психологич. драмы ("Адвокат", 1933). Известность пришла к нему после ф. "Эти трое" (по пьесе Л. Хелман "Детский час") и "Додсворт" (по С. Льюису) - оба 1936, в к-рых была критически изображена совр. амер. действительность. В 30-е гг., отмеченные нарастанием социально-критич. настроений в амер. обществе, У. выдвинулся в ряды крупнейших режиссёров США. Почти все его ф. этих лет - психологич. драмы. Они рассказывали о разлагающем влиянии бурж. образа жизни на людей раз л. социальных групп и слоев: "Тупик" (по С. Кингсли, 1937), "Иезавель" (1938), "Грозовой перевал" (по Э. Бронте, 1939), "Лисички" (по Хелман, 1941). В годы 2-й мировой войны пост. ф. "Миссис Минивер" (1942, пр. "Оскар") об участии рядовых англичан в обороне страны. Снял два док. ф. о боевых действиях военно-воздушных сил США - "Мемфис Белл" (1944) и "Тандерболт"(1945). В 1946 создал один из наиболее значит. своих ф.- "Лучшие годы нашей жизни" (пр. "Оскар"; пр. Мкф в Марианске-Лазне, 1948), поев, трудным судьбам демобилизованных солдат в послевоен. Америке. В период маккартизма и в последующие годы У. отошёл от социальной проблематики. Помимо академичных экранизаций амер. классики ("Наследница" по роману Г. Джеймса "Вашингтон-сквер", 1949, и "Керри" по роману Т. Драйзера, 1952), он пост. в эти годы "современную сказку" "Римские каникулы" (1953), психологич. драму "Часы отчаяния" (1955), псевдо-историч. "суперколосс" "БенТур" (1959, пр. "Оскар"), комедии "Как украсть миллион" (1966) и "Смешная девчонка" (1968). Наибольший интерес среди работ У. 50-60-х гг. представляют вестерн "Дружеское увещевание" (1956, гл. пр. Мкф в Канне, 1957) и притча на тему человеческой свободы "Коллекционер" (по Дж. Фаулсу, 1965). В последнем ф. "Освобождение Л. Б. Джонса" (1970) У. возвратился к отображению конфликтов в совр. Америке, коснувшись расовой дискриминации и борьбы с ней. Реалистич. стилю режиссёра близко операт. иск-во Г. Толанда, к-рый снял ряд лучших его фильмов. Большое значение придавал У. иск-ву актёра, тщательно работая с исполнителями. В его ф. снимались Б. Дейвис, Г. Купер, X. Богарт, Ф. Марч, Ч. Хестон, О. Хепберн, Б. Стрейзанд и др.Др. ф.: "Вымогательство" (1928), "Любовная ловушка" (1929), "Том Браун из Калвера" (1932), "Её первая любовь" (1933), "Чары" (1934), "Придите и получите это" (1936, с X. Хоуксом), "Человек с Запада" и "Письмо" (по У. С. Моэму) - оба 1940, "Детективная история" (по С. Кингсли, 1951), "Большой край" (1958), "Детский час" (по Хелман, 1962).◘ Колодяжная В. С, Уильям Уайлер, М., 1975; Базен А., Уильям Уайлер, янсенист мизансцены, в его кн.: Что такое кино?, пер. с франц., М., 1972; Мadsen A., William Wyler: the authorized biography, N. Y., 1973.А. И. Рейтблат.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.