- ДЗАМПА Луиджи
Дза́мпа Луиджи (Zampa) (р. 2.1.1905), итальянский режиссёр. Учился в Экспериментальном киноцентре в Риме. В кино с 1938, помощник режиссёра. Первый фильм «Фра Дьяволо» (по опере Д. Ф. Э. Обера, 1941). Дзампа один из создателей жанра неореалистической сатирической комедии. Снял ряд фильмов в этом жанре, среди которых пользовались успехом фильмы «Жить в мире» (1946), в котором Дзампа показал, что рядовой итальянец, вопреки заверениям идеологов фашизма, не хотел войны, и «Депутатка Анджелина» (1947, с участием А. Маньяни) о бесплодной попытке женщины из народа вырваться из рутины домашней жизни. Сатирические интонации, свойственные творчеству Дзампы, усиливаются в комедиях «Трудные годы» (1948) и «Лёгкие годы» (1953), в которых режиссёр правдиво показал жизнь Италии в годы Второй мировой войны. Особое место в творчестве Дзампы занимал фильм «Процесс над городом» (1952), показывавший нравы Неаполя начала XX в. и разоблачавший преступления тайной организации каморры. Традиции неореализма Дзампа развил в остросоциальном фильме «Судья» (1959), в котором на примере жизни двух семей были показаны трагические последствия безработицы. На документальных фактах основан фильм Дзампы «Уличный регулировщик» (1960), разоблачавший злоупотребления властью городской администрацией. В 1962 Дзампа поставил антифашистский сатирический фильм «Рычащие годы» (по мотивам «Ревизора» Н. В. Гоголя, в советском прокате «Инспектор инкогнито»), перенеся действие в Италию 30-х гг. Острота и непримиримость, с которой Дзампа поднимал многие животрепещущие вопросы современности, приводили к тому, что многие его фильмы подвергались цензурным преследованиям. Не имели они и заслуженного успеха у зрителей, так как режиссёр не умел приспособиться к новым веяниям в итальянском киноискусстве.
Дзампа участвовал в написании сценариев многих своих фильмов.
Другие фильмы:
«Маленькие синьорины» (1942), «Американец в отпуске» (1945), «Господа, в вагон!» (1951), эпизод в фильме «Мы, женщины» (1953), «Римлянка» (1954), «Умение устраиваться» (1955), «Современные девушки» (1956), «Победительница на скачках» (1957), «Он вор, она воровка» (1958), «Летнее безумие» (1963), «Вопрос чести» (1965), эпизод «Муж Ольги» в фильме «Наши мужья» (1966), «Милые синьоры» (1967), «Врач страховой кассы» (1968, в советском прокате «Залог успеха»), «Всеобщий протест» (1970), «Красивый честный эмигрант в Австралии хотел бы жениться на не состоявшей ранее в браке соотечественнице» («Девушка в Австралии», «Летающая лиса», 1971), «Хирурги мафия в белом» (1973), новелла в фильме «Обнажённая девушка в окне» (1974), «Уважаемые люди» (1975), «Безумные постели» (1979).О. К. Решен.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.