- Zinnemann, Fred
- • ЦИ`ННЕМАН, Зиннеман (Zinnemann) Фред(р. 29.4.1907)амер. режиссер. Род. в Вене. Учился в Венском ун-те. Изучал фотографию и кинотехнику в Париже. Был ассист. оператора. В 1929 участвовал в написании сценария док. фильма Р. Сиодмака "Люди в воскресенье". В том же году уехал в США, где снимался в кино, был ассистентом реж. Б. Фиртеля и Р. Флаэрти. В 1934 с П. Стрендом и Э. Гомесом Мурьелем снял в Мексике ф. "Сети" из жизни рыбаков. В США пост. ряд к/м док. и худож. картин: "Эти матери могли жить" (1938, пр. "Оскар"), "Пока Америка спит" (1939) и др. В 1941 снял п/м криминальную драму "Убийца-белоручка". В 1944 Ц. экранизировал антифаш. роман А. Зегерс "Седьмой крест", найдя напряжённое и жёсткое кинематографич. решение, точно соответствующее стилистике лит. первоисточника. Ф. имел большой успех. Идея романа и ф., рассматривавших экстремальную ситуацию и утверждавших в ней величие побеждающего человеческого духа, была близка режиссёру и легла в основу его картин 1940- 1950-х гг.: "Поиски" ("Отмеченные", Швейцария) и "Акт насилия" (1948), "Тереза" (1951) и др. С особой силой эта идея прозвучала в лучших фильмах Ц.: драме из жизни инвалидов войны "Мужчины" (1950), одном из крупнейших вестернов за всю историю амер. кино "Ровно в полдень" (1952), экранизации антивоен. романа Дж. Джонса "Отныне и во веки веков" (1953, пр. "Оскар"). Последующие ленты - мьюзикл "Оклахома!" (1955), психологич. драма "История монахини" (1958), приключенч. картина с элементами политич. фильма "Вот конь блед" (1963) и др.- лишены глубины его прежних работ, перенасыщены второстепенными подробностями. В 1966 Ц. экранизировал в Великобритании пьесу Р. Болта "Человек на все времена" (пр. "Оскар"), снова поставив вопрос о внутреннем торжестве человека, предпочитающего смерть измене своим убеждениям, использовав на этот раз историч. материал. В 1973 снял ф. "День шакала" (по Ф. Форсайту, Великобритания - Франция), восстанавливающий на экране попытку покушения на жизнь президента Франции Ш. де Голля, предпринятую орг-цией ОАС. В 1977 на основе мемуаров амер. писательницы Л. Хелман снял антифаш. драму "Джулия", полную веры в нравств. правоту человека, не позволяющего себе сойти с избранного пути. Для последних работ режиссёра свойственна нек-рая академичность, но идейная проблематика в них выражена ясно и точно. В 1982 пост. ф. "Пять дней летом". В фильмах Ц. снимались крупнейшие амер. и англ. актёры: С. Треси, М. Брандо, Б. Ланкастер, М. Клифт, О. Хепберн, А. Куин, Г. Пек, П. Скофилд, Дж. Фонда, В. Редгрейв и др.Среди др. ф.: "Глаза в ночи" (1942), "Маленький мистер Джим" (1946), "Бенджи" (1951, к/м док., пр. "Оскар"), "Шляпа, полная дождя" (1957).В. Ю. Дмитриев.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.