- Агитфильм
агитфи́льм (агитационный фильм), фильм-плакат, как правило короткометражный, подчинённый задаче непосредственной политической агитации. Агитфильмы представляют собой иллюстрации политических лозунгов, тезисов лекций или докладов. Они построены на основе оригинальных сюжетов, разъясняющих политическую обстановку, побуждающих зрителей занять определённую позицию в социальной борьбе и активно участвовать в ней. Особенно широкое распространение агитфильмы получают в периоды социальных потрясений, массовых обществ, движений, революционных ситуаций.
Отдельные агитфильмы создавались с первых лет истории кино, однако широкое распространение они получили в молодой Советской Республике в годы Гражданской войны и военной интервенции. Тогда и возник сам термин «агитфильм». Эти фильмы отражали важные моменты вооружённой борьбы и хозяйственного строительства страны, разъясняли актуальные политические задачи. Значительная часть агитфильмов вошла в «красноармейскую серию» («Отец и сын», «Все под ружьё!», «Красноармеец, кто твой враг?», «Красный командир»), многие были посвящены борьбе с разрухой на производстве («Чините паровозы») и в деревне («Деревня на переломе»). Наиболее значительные агитфильмы этого периода: «Уплотнение», «На Красном фронте», «Серп и молот».
В 20-е гг. агитфильмы получили также распространение в Германии («немецкий агитпроп»). Отдельные агитфильмы создавались при правительстве Народного фронта во Франции («Жизнь принадлежит нам», 1936). В годы 2-й мировой войны антифашистские агитфильмы снимались в странах антигитлеровской коалиции, в первую очередь в СССР (в частности, «Боевые киносборники»). В буржуазных государствах создавались и реакционные агитфильмы, получившие особенно широкое распространение в фашистской Италии и Германии.
В послевоенный период эстетика агитфильмов неоднократно возрождалась в странах, где велась вооружённая борьба за независимость против сил агрессии и внутренней реакции, в особенности во Вьетнаме и на Кубе.
Со второй половины 60-х гг. агитфильмы создавались и в рамках движения «борющегося кино» (во Франции после майских событий, 1968, в странах Латинской Америки). Группы «борющегося кино» антибуржуазной направленности получили широкое распространение на рубеже 6070-х гг. и в развитых капиталистических странах, прежде всего во Франции и Италии, а также в США, ФРГ, Японии и др.
Лучшие агитфильмы отличаются лаконичностью, доходчивостью, публицистической заострённостью, приверженностью идеям социального прогресса и свободы народов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.