- АЛЕКСАНДРОВ Григорий Васильевич
Алекса́ндров Григорий Васильевич, настоящая фамилия Мормоненко (23.1.190316.12.1983), советский режиссёр, сценарист. Народный артист СССР (1948). Герой Социалистического Труда (1973). Член КПСС с 1954. Был помощником костюмера, декоратора в Екатеринбургском оперном театре. Учился на курсах режиссёров Рабоче-крестьянского театра при Губнаробразе, одновременно работал в отделе искусств. С 1921 актёр Первого рабочего театра Пролеткульта в Москве. Здесь началось его творческое содружество с С. М. Эйзенштейном. Александров принимал участие как актёр в спектаклях Эйзенштейна «На всякого мудреца довольно простоты» (роль Глумова) и «Слышишь, Москва!» (1923), «Противогазы» (1924). В 1924 с группой Эйзенштейна перешёл работать в кинематограф. В фильме «Стачка» Александров выступил как актёр и ассистент режиссёра, а в фильме «Броненосец Потёмкин» (1925) как актёр и сорежиссёр. Затем с Эйзенштейном написал сценарий и поставил фильмы «Октябрь» (1927)и «Старое и новое» (1929). В 192932 с Эйзенштейном и Э. К. Тиссэ находился в заграничной командировке. В 1931 под руководством Эйзенштейна участвовал в работе над фильмом «Да здравствует Мексика!» (фильм не был завершён). В 1934 поставил фильм «Весёлые ребята» (премия кинофестиваля в Венеции) о пастухе, ставшем известным музыкантом. Фильм явился кинематографическим дебютом композитора И. О. Дунаевского, поэта В. И. Лебедева-Кумача и Л. О. Утёсова, в нём впервые раскрылось лирико-комедийное дарование Л. П. Орловой. Картина имела большой успех и за рубежом, где демонстрировалась под названием «Москва смеётся». В последующих фильмах Александров развивал жанр музыкально-эксцентрической кинокомедии, избирая точные социальные объекты осмеяния, внося в свои фильмы элементы драматизма и патетики, в особенности в фильме «Цирк» (1936, Государственная премия СССР, 1941), отразившем идею интернациональной солидарности. Успешным шагом на пути создания советской реалистической музыкальной кинокомедии был и фильм «Волга-Волга» (1938), в котором мягкая лирика сочеталась с острыми сатирическими эпизодами, бичующими бюрократизм. Александров обращался к приёмам реалистического гротеска, яркой эксцентрики. Музыка активно участвовала в развитии драматургии фильма. Принципы музыкальной кинокомедии получили дальнейшую разработку в фильмах «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947). Тонко чувствуя условность музыкальной кинокомедии, Александров создавал в своих произведениях своеобразный мир комедийных ситуаций и характеров, подчинённых особым законам жанра. Герои его фильмов - артисты цирка, музыканты, певцы, участники художественной самодеятельности. Они действуют в ситуациях, позволяющих им проявить свою одарённость. Отсюда принцип построения лент Александрова это комедии-обозрения, включающие ряд музыкальных номеров, связанных единым драматургическим действием. В 1949 Александров поставил фильм «Встреча на Эльбе» (Государственная премия СССР, 1950), посвящённый борьбе за мир, дружбе народов, разоблачению поджигателей войны; в 1952 биографический фильм «Композитор Глинка». В поисках наиболее эффективного использования ряда технических приёмов в конце 50-х гг. он вновь обратился к жанру музыкальных обозрений и создал экспериментальные фильмы «Человек человеку...» (1958, с Г. Д. Айзенбергом) и «Русский сувенир» (1960). В 1979 под руководством Александрова была завершена работа по восстановлению фильма «Да здравствует Мексика!» (почётный золотой приз Московского кинофестиваля). В 1983 поставил с Е. Михайловой фильм «Любовь Орлова». В 195057 преподавал во ВГИКе (с 1951 профессор).
Другие фильмы:
«Доля ты русская, долюшка женская» (1922, роль Василия), «Девушка с далёкой реки» (1928, сценарий), «Спящая красавица» (1930, сценарий с братьями Васильевыми), «Интернационал» (1933, сценарист и режиссёр), «Боевой киносборник № 4» (1941, сценарист с А. Б. Раскиным и М. Р. Слободским и участник постановки).Сочинения:
Будущее звуковой фильмы. Заявка, «СЭ», 1928, № 32 (с С. М. Эйзенштейном и В. И. Пудовкиным);Годы поисков и труда, М., 1975;
Эпоха и кино, 2 изд., М., 1983.Литература:
Юренев Р., Г. Александров, [М.], 1939;
Фролов И., Г. Александров, М., 1976;
Рошаль Г., Режиссер и эпоха, «ИК», 1978, № 5;
Сенчакова Г. В., Григорий Александров. Портрет режиссёра, М., 1982.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.