Аргентинская кинематография

Аргентинская кинематография
• АРГЕНТИ`НСКАЯ КИНЕМАТОГРА`ФИЯ
   Первый к/м ф. "Аргентинское знамя" был снят франц. оп. Э. Пи в 1897. В 1900 открылся "Салон синематографико насьональ", где показывали хроник, ленты. Ф. "Уличные сценки" (1902, реж. Э. Кардини) - одна из попыток создания сюжетной картины. Первый худож. ф., знаменовавший рождение А. к.,- "Расстрел Доррего" (1908, реж. М. Гальо). В 1911 в Аргентину приехал итальянец Ф. Валье, к-рый в том же году основал "Фильм ревиста Валье" - еженедельный док. выпуск новостей (существовал 10 лет). Активность А. к. быстро росла, в кино пришли режиссёры, операторы, театр, актёры. Получил признание ф. "Благородство гаучо" (1915, реж. У. Кайро). Успехом пользовались ф. "Прибой" (1916, реж. А. Липицци), "Сантос Вега" (1917, реж. К. де Паоли). В 1917 начал работать ведущий режиссер кино X. А. Феррейра. Его ф. "Танго смерти" положил начало популярной и в период звук, кино серии ф. "танго". В лентах "Белые голубки" (1920), "Буэнос-Айрес - город грёз" (1922), "Вечерний органчик" (1925) и др. Феррейра опоэтизировал жизнь аргент. столицы, её жителей из народа. Монопольное положение Голливуда на аргент. кинорынке вызвало кризис, обострившийся в 1927 - 31. Появление звук, кино (ф. "Креольская мозаика"), успех "говорящих" и "поющих" ф. ("Песня гаучо", 1930, и "Красотки Буэнос-Айреса", 1931,- оба реж. Феррейры) способствовали частичному избавлению А. к. от иностр. зависимости. В 1932 были осн. студия "Лумитон" и фирма "Архентина сонофильм", существующая и в 80-е гг. В 1933 вышел ф. "Танго" (реж. X. Молья Барт), получивший широкое признание, с участием популярных впоследствии актёров Л. Ла-марк, Т. Мерельо, Л. Сандрини. "Звездой" экрана стал певец и актёр К. Гардель. Аргент. муз. ф., обладавшие ярким нац. колоритом, пользовались в эти годы большим успехом во всей Лат. Америке. В 30-е гг. кинопроиз-во неуклонно увеличивалось (в 1931 - 4 ф., в 1937 - 28, в 1939 - 51). В А. к. успешно работали реж. Л. Заславский ("Бегство", 1937), Д. Тинайре ("Во славу Святой Федерации", 1935), М. Ромеро ("Раньше парни не пользовались бриолином", 1937), Ф. Мухика ("Такова жизнь", 1939). Социальная тематика находила отражение в реалистич. лентах М. Соффичи ("Северный ветер", 1937, "111-й километр", 1938, "Пленники земли", 1939). К 40-м гг. произошла консолидация кинопром-ти, кино превратилось в индустрию. А. к. постепенно утрачивала нар. характер, ориентируясь на бурж. зрителя, подражая голливудским и европ. образцам. В 40-е гг. господствовали коммерч. ленты реж. А. Савалии, Л. С. Амадори, К. Бор-коске, чаще всего комедии, прототипом к-рых стал ф. "Орхидеи по вторникам" (1942, реж. Мухика). Выпускалось много экранизаций произв. иностр. лит-ры ("Кукольный дом", реж. Савалия, и "Кармен", реж. Амадори, 1943), жизнь страны почти не попадала в поле зрения режиссёров. Продолжателем социального кино стал реж. Л. Демаре, рассказавший о борьбе аргент. народа за независимость против исп. колонизаторов в популярной ленте "Война гаучо" (по Л. Лугонесу, 1942). В ф. сочетались элементы эпоса и вестерна. Он пост, также ф. "Священник-гаучо" (1941), "Его лучший ученик" (1944) и др. В этот период А. к. переживала кризис, выпуск ф. резко сократился. Приход к власти перонистского пр-ва (1946 - 55) привёл к оживлению нац. кинопроиз-ва, но лишь количественно, а не качественно (прогрес. ф. социально-политич. проблематики преследовались цензурой). На экранах господствовала развлекат. продукция: мелодрамы реж. Амадори, муз. комедии с участием Л. Торрес, псевдоисторич. и детективные фильмы. Появилось лишь неск. значит, картин: "Островитяне" (1951, реж. Демаре), лучшие фильмы У. дель Карриля "Кровавые борозды" (1949) и "Текут мутные воды" (по роману писателя-коммуниста А. Варелы, 1952), а также "Южный док" (1953, реж. Т. Демичелли), "Серый квартал" (1954, реж. Соффичи). В эти годы удачно дебютировали реж. Л. Торре Нильсон ("Дни ненависти" по Борхесу, 1954) и Ф. Аяла ("Вчера была весна", 1955).
   С сер. 50-х гг. в связи с изменениями политич. ситуации в стране (ослаблением цензуры и возвращением покинувших родину в период перонизма кинематографистов) начался новый этап в развитии А. к. В кон. 50-х гг. нац. произ-во испытало острый спад, в прокате были практически одни заруб. ленты. В этих сложных условиях прогрес. кинематографисты начали борьбу за нац. высокохудожественное кино. Расширилась сеть киноклубов (св. 25), выпускались серьёзные к/ж, : были организованы Ассоциация режиссёров к/м ф. и Ассоциация эксперим. кино. В 1956 создан Нац. ин-т кино. Продолжали работать режиссёры старшего поколения: Демаре, создавший остропроблемные ф. "После тишины" (1956), "За длинной стеной" (1958), "Сафра" (1959); дель Карриль, сделавший ф. "Белые земли" (1959) и "Эта земля моя" (1960) о суровой жизни бедняков; Аяла, поставивший ф. "Вождь" (1958), в к-ром дал психологич. и нравств. интерпретацию мифа каудильо в лат.-амер. стране. В эти годы ставил свои лучшие ф. реж. Торре Нильсон - "Дом ангела" (1957), "Похититель" (1958), "Падение" (1959), "Рука в ловушке" (1961) - о распаде бурж. семьи, деградации нравств. мира бурж. общества. Имя Торре Нильсона стало известным за пределами Аргентины, однако в А. к. его творчество не получило широкой популярности. В 1956 в Санта-Фе с была осн. Школа док. кино при Нац. ун-те Литораль под рук. Ф. Бирри. Школа ставила задачу создания реалистич. кино, правдиво отражающего жизнь (аргент. народа. Первый серьёзный ф., выпущенный школой,- "Тире дие!" (1958, реж. Бирри) - своеобразная социологич. анкета, док. свидетельство о (существовании угнетённых слоев аргент. населения. Эту же линию реж. Бирри продолжил в худож. ф. "Затопленные" (1961). Работы Бирри и его учеников испытали влияние ораз. "нового кино" и р эстетики неореализма. В нач. 60-х гг. реж. Р. Кун, Д. X. Коон, Л. Муруа, г Л. Фавио, X. Мартинес Суарес, М. Антин и др., творчество к-рых получило назв. "нового аргент. кино", предложили т иной путь развития А. к.- совершенствование худож. структуры фильме. He имея общей идеологич. и эстетич. платформы, эти режиссёры сосредоточили внимание на изображении психологич. проблем, испытывая влияние европ. школ, особенно франц. "новой волны". Одиночество человека в глухом и враждебном мире бурж. общества раскрывается в ф. реж. Коона "Пленники ночи" (1960), "Три раза Анна" (1962), "Узкая полоска неба" (1968). Тема "потерянного поколения" прозвучала в фильмах Куна "Молодые старики" (1961) и "Пташечка Гомес" (1965), раскрывавшем жестокие законы бизнеса в бурж. индустрии развлечений. Наибольший интерес представляли ф., в к-рых содержалась попытка прямого отражения реальной жизни страны без подражания европ. кино. Это стремление реализовалось в ф. реж. Муруа "Шунко" (по Абилосу, 1960), где почти в док. форме воспроизводились картины суровой жизни крестьянской общины, и "Алиас Гардели-то" (1961), к-рый рассказывал о безнадёжности борьбы человека за свою судьбу. К сер. 60-х гг. "новое кино" пришло в упадок из-за постоянных кризисов в произ-ве, усиления цензуры, отсутствия единой творч. программы, преобладания в прокате иностр. картин. Нек-рые режиссёры эмигрировали, многие не ставили фильмов. Исключением был актёр и певец Фавио, поставивший ф. "Хроника одинокого мальчика" (1965) и "Романс об Анисето и Франсиске" (1966), к-рые отличались приверженностью к традициям Бирри и органич. связью с нар. культурой. Историч. темы нашли отражение в картинах Торре Нильсона "Мартин Фьерро" (1968), "Святой со шпагой" (1969), "Гуэмес" (1970).
   В 1968 были образованы две киногруппы, решившие организовать выпуск ф. вне гос. системы. "Группа пяти", в к-рую вошли реж. Р. Бехер, Н. Патерностро, X. X. Стагнаро, А. Фишерман и Р. де ла Торре (получивший известность после пост. ф. "История одной сеньоры", 1971, "Героиня", 1972, "Революция", 1973),, создавала эксперим. ф., не связанные с реальной жизнью; вторая "Группа кино освобождения" - реж. Ф. Э. Соланас, X. Вальехо, О. Хетино - считала гл. задачей киноиск-ва участие его в процессе революц. освобождения народа. Программным стал ф. "Время костров" (1966 - 1968, реж. Соланас), снятый в условиях подполья. Эта историч. кинофреска раскрывала политич. ситуацию в стране и во всей Лат. Америке, она заложила основы нового "борющегося кино". Политич. заряд несли док. ленты анонимных авторов "Дорога аргентинского освобождения" и "Настало время насилия" (1969), фильм реж. Вальехо "Дорога к смерти старого Реалеса" (1968 - 71). Все они демонстрировались вне сети коммерч. проката. В нач. 70-х гг. принципы политич. кино развивали реж. X. Седрон ("Кровавая операция", 1972) и Р. Глейзер ("Мексика, замороженная революция", 1971). В краткий период политич. стабилизации (до воен. переворота 1976) были созданы ф. социальной проблематики: "Восставшая Патагония" (реж. Э. Оливера), "Кебрачо" (реж. Р. Вуличер), а также психологич. драмы "Передышка" (реж. С. Ренан) - все 1974, "Payлито" (1975, реж. Муруа). В кон. 70-х гг. в А. к. вновь возникла кризисная ситуация, выпускалось ок. 20 ф. в год (в 1974 их вышло 36). Прогрес. режиссёры были лишены возможности работать, многие из них покинули страну, экран заполнили коммерч. поделки ("Улыбка мамы", "Я верю" и "Сумасшедшие женщины", все реж. Э. Каррераса, и др. ф.), в к-рых, как правило, снимался популярный певец П. Ортега. Интересны, однако, поиски в жанре камерного психологич. ф.: "Остров" (1979) и "Страхи" (1980) - оба реж. А. Дориа, "Дорогие подруги" (реж. К Оргамбиде) и "Из бездны" (реж. Аяла) - оба 1979, "Ад, которого так боятся" (по X. К. Онетти, 1980, реж. де ла Торре).
   В 1980 выпущено 32 ф., среди к-рых преобладают муз. ленты и детективы.
   Среди ведущих деятелей А. к.: режиссёры - Аяла, Оливера, Ренан, М. Сабато, де ла Торре; актёры - Л. Сандрини (умер в 1980), П. Сориано, А. Алькон, Э. Альтерио, Г. Дуфау, Л. Брандо; киноведы - X. А. Мартин, А. Кастаньеда, X. М. Коусело. В стране издаётся ж. "Heraldo del cine", поев. гл. обр. коммерч. аспектам А. к.
   В 1954 - 70 в Мар-дель-Плата проводились Мкф (нерегулярно). (Илл. табл. X.) (Ростоцкая Л. В., Из истории кинематографии Аргентины, в сб.: Культура Аргентины, М., 1977; . D i Nubila D., Historia del cine argentino, v. 1 - 2,, B. Aires, 1959 - 60; Mahieu A., Breve historia del cine nacional, B. Aires, 1974; Reportaje al cine argentino, B. Aires, 1978. Т. Н. Ветрова.

Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Аргентинская кинематография" в других словарях:

  • Аргентина (страна) — Аргентина (Argentina), Аргентинская Республика (República Argentina). I. Общие сведения А. ‒ второе (после Бразилии) по размерам территории и населению государство Юж. Америки. Занимает юго восточную часть материка Юж. Америки, восточную часть о …   Большая советская энциклопедия

  • Аргентина — I Аргентина (Argentina)         Аргентинская Республика (República Argentina).          I. Общие сведения          А. второе (после Бразилии) по размерам территории и населению государство Юж. Америки. Занимает юго восточную часть материка Юж.… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»