- БАЛЕТ И ТАНЕЦ
бале́т и та́нец в кино. Первые попытки зафиксировать танец на плёнке были сделаны на заре кинематографа. Ещё в 1894 Т. А. Эдисон снял на кинетоскопе фильм «Танец змеи», а в 1899 Ж. Мельес запечатлел фрагмент из балета «Золушка». Попытки включить танец в художественную ткань фильма предпринимались на протяжении всей истории немого кино. В России были даже отсняты целые фильмы-балеты: «Коппелия» (1913, с участием Е. В. Гельцер) и «Азиадэ» (1918, с участием М. М. Мордкина и М. П. Фроман). К эпохе немого кино относились и первые опыты фиксации балетов в учебных и документальных целях. Особый интерес представляют в этой связи несколько документальных фрагментов, снятых по инициативе Д. Фэрбенкса и сохранивших для истории танец А. П. Павловой.
С приходом звука в кинематограф одним из наиболее популярных жанров в американском кино стал фильм-ревю. Богатый опыт мюзик-холла Ф. Зигфелда («Зигфелд-Фоллиз»), помноженный на высокие технические достижения, накопленные кино к 30-м гг., дал единственный в своём роде вид зрелища с участием «звёзд» эстрады певцов, танцовщиков, пловцов, мастеров фигурного катания. Так, режиссёр Л. Бэкон в сотрудничестве с балетмейстером Б. Беркли поставил фильмы «42-я улица» и «Перед огнями рампы» (1933), «Чудо-бар» (1934), отмеченные фантазией и высоким уровнем хореографии. Среди фильмов-ревю также выделялись 3 серии «Золотоискательниц» (1933, 1935 и 1937) и «Бродвейская мелодия 1936 года» (1936, режиссёр Р. дель Рут). Дж. Баланчин поставил танцы в фильме режиссёра Д. Маршалла «Голдвин-Фоллиз» (1938) и в фильмах «На пуантах» (1939), «Я была искательницей приключений» (1940) и «Звёздно-полосатый ритм» (1943). С фильмами-ревю соперничали музыкальные фильмы с участием танцевальной пары Дж. Роджерс Ф. Астер: «Полёт в Рио» (1933), «Весёлый развод» (1934), «Роберта» и «Цилиндр» (1935), «Ритм суинга» (1936), «Потанцуем?» (1937) и «Беззаботный» (1938).
В СССР в конце 30-х гг. и в послевоенные годы создавались фильмы-концерты, в которые входили отдельные балетные номера в исполнении выдающихся мастеров советских театров, и ленты, содержавшие большие фрагменты из классических балетов. Фильм «Мастера русского балета» (1954) включал монтажи балетов «Лебединое озеро» (с участием Г. С. Улановой, Н. М. Дудинской, К. М. Сергеева), «Бахчисарайский фонтан» (с участием Улановой, М. М. Плисецкой, П. А. Гусева, Ю. Т. Жданова, И. Д. Бельского) и «Пламя Парижа» (с участием В. М. Чабукиани и М. Готлиб). Не являясь самостоятельным произведением киноискусства, они представляли документальную ценность для истории балета.
Во Франции, где жанр кино-ревю не имел распространения, создавались художественные фильмы, к участию в которых привлекались танцовщики парижской Оперы: «Умирающий лебедь» (1937, режиссёры Ж. Бенуа-Леви, М. Эпштейн, балетмейстер С. Лифарь, с участием М. Славенской, И. Шовире, Ж. Шарра), «Грехи молодости» (1942, с участием Шовире), «Капитан» (1945, с участием М. Рено), «Возвращённый» (1946), «Вот она, Красавица» (1950) и «Гран-Гала» (1953) все с участием Л. Чериной, и многие другие.
С начала 50-х гг. в США получили широкое распространение фильмы в специфически американском жанре мьюзикла, к которому обратились многие из современных балетмейстеров (А. Де Милль, М. Кидд, Г. Росс, Г. Чемпион, Б. Фосс, Дж. Роббинс). Большой популярностью пользовались музыкальные фильмы хореографа и танцовщика Дж. Келли «Американец в Париже» (1950), «Пение под дождём» (1952), «Приглашение к танцу» (1956). В нескольких американских художественных фильмах поставил танцы Р. Пти: «Ханс Кристиан Андерсен», «Всё сойдёт», «Фоли бержер». Он же поставил в США фильмы-балеты «Длинноногий папочка» и «Хрустальный башмачок» (1954), во Франции «Чёрные трико» («Раз, два, три, четыре», 1960, режиссёр Т. Янг, с участием Р. Жанмер, Пти, С. Шарис).
С начала 50-х гг. во многих странах стали снимать полнометражные фильмы-балеты. В СССР были созданы «Ромео и Джульетта» (1956, балетмейстер Л. М. Лавровский, с участием Улановой, Жданова, А. Н. Ермолаева, С. Г. Кореня), «Лебединое озеро» (1957, с участием Плисецкой и Н. Б. Фадеечева), «Лилея» (1959, балетмейстер В. И. Вронский, с участием Е. Ершовой и Р. Визиренко-Клявина), «Лейли и Меджнун» (1960, балетмейстер Г. Валамат-заде, с участием Ш. Турдыевой и Б. Джурабаева), «Венецианский мавр» (балетмейстер Чабукиани, с участием Чабукиани, В. В. Цигнадзе, 3. М. Кикалейшвили) и «Хрустальный башмачок» (балетмейстер Р. В. Захаров, с участием Р. С. Стручковой и Г. В. Ледяха) оба 1961, «Эгле королева ужей» (1966, балетмейстер В. В. Гривицкас, с участием Л. Ашкеловичюте и Р. Миндериса) и др.
В современных фильмах-балетах, снятых в 70-х гг. на основе спектаклей Большого театра, «Анна Каренина» (режиссёр М. М. Пилихина, балетмейстеры Плисецкая, Н. И. Рыженко, В. В. Смирнов-Голованов, с участием Плисецкой, М. Э. Лиепы, Н. И. Сорокиной), «Спартак» (режиссёр В. К. Дербенёв, балетмейстер Ю. Н. Григорович, с участием Н. И. Бессмертновой, В. В. Васильева, Н. В. Тимофеевой, Лиепы) и «Грозный век» (режиссёр Дербенёв, балетмейстер Григорович, с участием Бессмертновой и Ю. К. Владимирова) был удачно разрешён ряд проблем, возникающих перед постановщиками балета в кино. Они явились ценными опытами в освоении специфических возможностей кинематографа в создании жанра кинобалета. В этих фильмах в соответствии с требованиями кинематографа, меняющего нормы зрительного восприятия, рассчитанного на театральное зрелище, были произведены переработки сценариев применительно к законам драматургии кино, изменены в ряде случаев пространственные решения мизансцен, пересмотрены планировочные решения декорационного оформления, средства актёрской игры и танцевальной техники приспособлены к требованиям и условиям съёмки.
Среди лент, снятых в 7080-е гг. на Центральной студии телевидения и «Лентелефильме», фильмы-балеты на основе спектаклей репертуара Большого театра: «Жизель» (режиссёр В. И. Граве, с участием Бессмертновой и М. Л. Лавровского), «Кармен-сюита» (режиссёр Ф. Слидовкер, балетмейстер А. Алонсо, с участием Плисецкой), а также фильмы-балеты, поставленные специально для телевидения: «Граф Нулин» (балетмейстер В. А. Варковицкий, с участием О. В. Лепешинской, Кореня, Я. Г. Сангович, А. И. Радунского), «Поэзия танца» («Болеро» и «Айседора», режиссёр Плисецкая, А. Тафель, балетмейстер М. Бежар, с участием Плисецкой), «Галатея» (с участием Максимовой и Лиепы) и «Старое танго» (с участием Максимовой, С. Н. Радченко, Е. И. Балуевой, А. Надточия и др.) оба режиссёра А. А. Белинского, балетмейстера Д. А. Брянцева, «Анюта» (балетмейстер Васильев, режиссёры Васильев, Белинский, с участием Максимовой и Васильева), «Поэмы» (режиссёр Слидовкер, с участием Н. В. Павловой и В. М. Гордеева). В области документального кино балетная тематика нашла отражение в творчестве режиссёра Ю. Н. Альдохина, снявшего ряд фильмов о деятелях советского балета Григоровиче, О. М. Виноградове, К. Я. Голейзовском, о гастролях советских артистов во Франции и Японии; В. В. Катаняна «Майя Плисецкая» (1964, новая редакция 1982) и В. И. Граве «Жизнь в танце» (о творчестве Григоровича и Бессмертновой). За рубежом были сняты телефильмы-балеты, в которых выступали ведущие солисты, хореографы и балетные труппы: «Онегин» (на музыку П. И. Чайковского в аранжировке К. Х. Штольце, балетмейстер Дж. Кранко, с участием М. Хайде и Р. Крэгана, ФРГ), «Сильфида» (балетмейстер П. Лакот по Ф. Тальони, с участием Г. Тесмар и М. Денара, Франция), «Кровавая свадьба» (1981, режиссёр К. Саура, балетмейстер А. Гадес) и др.
Литература:
Rosenheimer A., Towards the dance film, «Theatre Arts», 1942, v. 26, Jan., p. 5763;
Trexler L., Dance magazines 1st annual directory of dance films, «Dance Magazine», 1960, № 34, p. 3234;
Ten years of films on ballet and classical dance. 19561965, P., 1968.В. М. Паппе.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.