- Бангладеш кинематография
Бангладе́ш кинематогра́фия. Начало бенгальской кинематографии относится к 1959, когда группа энтузиастов, возглавляемых режиссёром Дж. Кардаром, не имея техники и средств, выпустила фильм «Течёт река» («Настанет день», премия Московского кинофестиваля в Москве). До провозглашения Республики Бангладеш (1971) киностудия Дакки выпустили 225 полнометражных художественных фильмов, из них 165 на языке бенгали и 60 на урду. Преобладали мелодрамы, созданные по образцам индийской коммерческой продукции. Появлялись ленты, сделанные в форме притчи, где в завуалированном виде выражался протест против центрального исламабадского правительства: «Сираджу Дола» (1968, режиссёр X. А. Рахман), «Взято из жизни» (1972, режиссёр P. Райхан) и др.
В 70-е гг. созданы фильмы, посвящённые социальным вопросам, борьбе за независимость, экранизации классики, народных легенд. Среди наиболее значительных лент: «Всё ещё ночь» (1972) и «Возвращение к жизни» (1973) — оба режиссёра Рахмана, «Бесхарактерный человек» (1973, режиссёр Б. Ислам), «Между небом и землёй» (1974, режиссёр С. Датта), «Тебя позовёт моя флейта» (1975, режиссёр Мита), «Бесконечная дорога» (1978, режиссёр А. Хусейн), «Последний школьный звонок» (1980, режиссёр Рахман).
В стране 5 киностудий (в том числе 1 государственная), снимающих свыше 50 полнометражных фильмов в год.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.