Бразильская кинематография

Бразильская кинематография
«Рио, 40{{°}}».

«Рио, 40{{°}}».
Режиссёр Н. Перейра дус Сантус.
1954.

брази́льская кинематогра́фия. Первый показ иностранных фильмов в Бразилии состоялся в 1896, в 1898 были отсняты первые хроник, ленты. В 1912 в Сан-Паулу организована Бразильская кинокомпания, в 1915 в Рио-де-Жанейро основана фирма «Гуанабара». Выпускались в основном криминальные фильмы, сюжеты которых строились на реальных происшествиях, часто экранизировались детективные романы, создавались музыкальные фильмы. Первыми режиссёрами были Ж. ди Барруш, В. Капелларо, Ж. Медина, А. Ботелью. Актёры снимались театральные. В 20-х гг. кинопроизводство возникло в городах Ресифи, Кампинас, Катагуазис. Преобладали фильмы религиозного содержания, детективы и лишь немногие посвящались жизненным проблемам Бразилии («Жуан из леса», 1923, режиссер А. Алвис; «Аитаре с морского берега», 1925, режиссер Ж. Роис; «Грязь человеческая», 1928, режиссер А. Гонзага; «Предел», 1930, режиссер М. Пейшоту). Несколько музыкальных комедий, окрашенных национальным колоритом, поставил режиссер У. Мауру, творчество которого было отмечено профессионализмом и стало значит, явлением в бразильской кинематографии. В начале 30-х гг. кино Бразилии развивалось на полукустарной технической базе, в обстановке засилья иностранных прокатных компаний (фильмы США занимали около 90% экранного времени). Первый звуковой фильм «Наши дела» был поставлен в 1930 (режиссер неизвестен), однако освоение звукового кино продолжалось довольно долго. В 30-е гг. в стране работали только 3 киностудии, имевшие звукозаписывающую аппаратуру. Конкурируя с иностранными фильмами, бразильские кинематографисты вынуждены были снимать в основном муз. Комедии-«шаншады». Большую популярность получили фильмы о футболе. В 40-х гг. возникли киностудии «Атлантида» (Рио-де-Жанейро) и «Вера-Крус» (Сан-Паулу), способствовавшие развитию бразильской кинематографии. Создатели наиболее значительных лент — режиссеры Мауру, А. Кавалканти, Л. Баррету.

50-е гг. отмечены активной борьбой бразильских деятелей кино в защиту интересов национальной кинематографии. Пришло новое поколение режиссёров, выступавших за обновление бразильского экрана. Среди работ этих лет: документальная лента «Луис Карлос Престес» (1952) о жизни генерального секретаря Бразильской коммунистической партии, первый полнометражный мультфильм «Амазонская симфония» (1953, режиссер Ф. Гардель). В творчестве многих режиссёров ощущалось влияние итальянского неореализма: «Иголка в сене» (1953, режиссер А. Виани), «Рио, 40°» (1954) и «Рио, северная зона» (оба 1957, режиссер Н. Перейра дус Сантус), «Великий момент» (1958, режиссер Р. Сантус), «Залив всех святых» (1959, режиссер Т. Нету). Среди интересных работ — фильмы «Кангасейру» (1953, режиссер Баррету), «Чёрный Орфей» (1958, режиссер М. Камю), «Исполнитель обета» (1962, режиссер А. Дуарти, в советском прокате «Обет»). Классикой бразильского «нового кино» стали фильмы «Буря» (1962, режиссер Г. Роша), «Иссушенные жизни» (1963, режиссер Перейра дус Сантус, в советском прокате «Погубленные жизни»), «Ружья» (1963, режиссер Р. Герра). В 1962 «новое кино» вышло на международный экран, известность получили фильмы «Красная смоковница» (режиссер Перейра дус Сантус), «Негодяи» (режиссер Герра), «Ограбление почтового поезда» (режиссер Р. Фариас) и др. Творчески освоив лучшие традиции национальной литературы и поэзии, достижения прогрессивного мирового кино, деятели «нового кино» шли по пути создания остросоциального антиимпериалистического искусства, затрагивая важнейшие проблемы жизни бразильского народа. Для этого этапа характерны в основном проблемы, связанные с северо-восточной засушливой сельскохозяйственной зоной страны. Среди представителей «нового кино»: Виани, Дуарти, Ж. П. ди Андради, О. Сампаю, К. Диегис, П. С. Сарасени; документалисты — Л. Норонья, В. ди Карвалью, П. Жил Суарис. Завершил этот период фильм режиссера Роши «Бог и дьявол на земле солнца» (1964).

Новая политическая ситуация в стране, возникшая в 1964 в результате свержения правительства Ж. Гуларта, вынудила кинематографистов изменить тематику фильмов, вывести в центр действия нового героя, обратясь к городской проблематике: «Сан-Паулу — частная фирма» (1964, режиссер Л. С. Персон), «Поединок» (1965, режиссер Сарасени) и «Земля в трансе» (1966, режиссер Роша). Впервые в этих фильмах политика становилась основой их содержания. Они отразили последовавшую в определённых кругах реакцию на переворот — смятение, пессимизм, апатию; герои, потерпевшие крах, призывали к насилию, чтобы дать выход отчаянию.

В декабре 1968 в стране утвердился реакционный режим, начались репрессии, ожесточилась цензура. Все режиссёры «нового кино» были занесены в «чёрный список», финансовые фонды, предназначенные для поддержания национальное прогрессивное кино, ликвидированы. Кинематографисты опубликовали манифест о самороспуске. Многие из них оказались в тюрьме. Покинул страну и начал работать в эмиграции Роша. Был установлен государственный контроль над киноиндустрией. В надежде выпустить на экран свои фильмы независимые продюсеры вынуждены были ориентироваться на зарубежные кинокомедии, заполнившие кинотеатры. Возник новый жанр — «порношаншада». Несмотря на то что ежегодное производство фильмов. оставалось высоким (в 1972 — 70 фильмов, в 1973 — 57, в 1974 — 77, в 1975 — 85, в 1976 — 84, в 1977 — 75), в прокат выпускалось всего до 60% национальной кинопродукции. Объяснялось это продолжающимся засильем иностранных (в основном американских) картин, не облагавшихся таможенной пошлиной. Хотя с 1939 формально национальная кинопромышленность находилась под защитой государства, владельцы кинотеатров не соблюдали установленного для проката национальных фильмов порядка. Часть кинотеатров была закрыта, резко сократилось число зрителей.

В конце 70-х гг. бразильское правительство вновь взяло курс на защиту национальной кинематографии и с этой целью усилило контроль над кинопрокатом, стимулировало кинопроизводство. Начал действовать закон, согласно которому каждый кинотеатр обязан был демонстрировать один бразильский фильм на два иностранных. Повысились налоги на импорт иностранных лент. В 1978 создан Кооператив бразильских кинематографистов, в который вошли прогрессивные кинодеятели страны (в 1979 кооперативу принадлежало 13 кинотеатр в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, расположенных в основном в рабочих кварталах). В тесном контакте с кооперативом сотрудничают синематеки, в том числе синематека в Рио-де-Жанейро.

Стремясь любой ценой привлечь внимание соотечественников, бразильские режиссёры подчас перенимали опыт коммерческого кино, используя развлекательные сюжеты. Создавались и подлинно художественные произведения, в которых занимательность не была самоцелью, а основывалась на мифологических и фольклорных мотивах, исторических фактах («Шика да Силва», режиссер Диегис, и «Дона Флор и два её мужа» по Ж. Амаду, режиссер Б. Баррету, оба 1976). С конца 70-х гг. всё чаще появляются фильмы, в основе которых — серьёзные социальные проблемы («Падение», 1977, режиссеры Герра, Н. Шавьер; «Жестокость со смертельным исходом», режиссер Л. Паулину дус Саниу, и «Аллилуйя, Гретхен», режиссер С. Бэк, оба 1978; «Битва при Гуарарапас», режиссер П. Тиаго, и «Полковник Делмиро Гувейя», режиссер Ж. Сарно, оба 1979). Среди ведущих актёров: Ж. Вилкер, С. Брага, Ж. Суарис, Б. Фария, А. Фагундис, Р. Котинью, А. М. Миранда, М. Мендонса, С. Эгрей. Фирма «Эмбрафилм» выпускает ж. «Filme Cultura» (с 1967). В городах Бразилия (с 1965) и Грамаду проводятся национальные кинофестивали.

также: Указатель фильмов по странам. Бразилия

Литература:
Виани А., Кино и его проблемы, в сборнике: Бразилия. Экономика. Политика. Культура, М., 1963;
Меламед Л., Новое кино Латинской Америки, в сборнике: Мифы и реальность, в. 3, М., 1972;
Силюнас В. Ю., От иллюзии к фактам. (Кинематограф Латинской Америки), в сборнике: Искусство и общество, М., 1978;
Быкова И. С., Бразильский экран, в сборнике: Культура Бразилии, М., 1981;
Ветрова Т., Трудное возрождение, «ИК», 1981, № 9;
Rocha G., Revisao critica do cinema brasileiro, Rio de J., 1963;
Bernardet J.-C, Cinema brasileiro; propostas para uma historia, Rio de J., 1979;
Emilio Р., Cinema trajetoria no subdesenvolvimiento, Sao Paulo, 1980.

Н. С. Быкова.

«Чёрный Орфей».

«Чёрный Орфей».
Режиссёр М. Камю.
1958.

«Ограбление почтового поезда».

«Ограбление почтового поезда».
Режиссёр Р. Фариас.
1961.

«Исполнитель обета».

«Исполнитель обета».
Режиссёр А. Дуарти.
1962.

«Дона Флор и два её мужа».

«Дона Флор и два её мужа».
Режиссёр Б. Баррету.
1976.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Бразильская кинематография" в других словарях:

  • Бразилия (государство) — Бразилия (Brasil), Федеративная Республика Бразилии (República Federativa do Brasil). I. Общие сведения Б. государство в Южной Америке, занимающее восточную и центральную часть материка. Наибольшая протяжённость с С. на Ю. 4320 км, с В. на З.… …   Большая советская энциклопедия

  • Бразилия — I Бразилия (Brasil)         Федеративная Республика Бразилии (República Federativa do Brasil).          I. Общие сведения          Б. государство в Южной Америке, занимающее восточную и центральную часть материка. Наибольшая протяжённость с С. на …   Большая советская энциклопедия

  • Бразилия — (Brazil) Страна Бразилия, география, природа и лимат Бразилии Информация о стране Бразилия, география, природа и лимат Бразилии, политическая и экономическая система Содержание Содержание Природа Рельеф местности Атлантическая прибрежная равнина… …   Энциклопедия инвестора

  • Бразилия — 1) столица Бразилии. Новый город, построенный специально как столица гос ва Brasil, получил название Brasilia, производное от названия гос ва. На русск. язык название столицы передается с окончанием ия Бразилия, т. е. различия, имеющиеся в португ …   Географическая энциклопедия

  • БРАЗИЛИЯ — Федеративная Республика Бразилия, крупнейшее по площади и численности населения государство в Южной Америке. Бразилия на севере граничит с заморским департаментом Франции Гвианой, Суринамом, Гайаной, Венесуэлой и Колумбией; на западе с Перу; на… …   Энциклопедия Кольера

  • БРАЗИЛИЯ — (Brazil) Общие сведения Официальное название Федеративная Республика Бразилия (португ. República Federativa do Brasil, англ. Federative Republic of Brazil). Расположена в восточной и центральной частях Южной Америки. Площадь 8512 тыс. км2.… …   Энциклопедия стран мира

  • Как я встретил вашу маму — Не следует путать с Как я встретил вашу маму (телесериал, Россия)  одноименной российской адаптацией сериала производства «ГудСториМедиа». Как я встретил вашу маму англ. How I Met Your Mother …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»