- ВАСИЛЬЕВЫ
Васи́льевы, однофамильцы; псевдоним братья Васильевы, советские режиссёры, сценаристы.
1) Георгий Николаевич (25.11.189918.6.1946). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940). Участник Гражданской войны. Учился в Московской театральной студии «Молодые мастера» под руководством И. Н. Певцова. С 1923 журналист, опубликовал ряд кинорецензий в журнале «Жизнь искусства». С 1924 редактор-монтажёр студии «Госкино» по перемонтажу зарубежных фильмов.
2) Сергей Дмитриевич (4.11.190016.12.1959). Народный артист СССР (1948). Активный участник Октябрьской революции в Петрограде и Гражданской войны. В 1924 окончил Институт экранного искусства в Ленинграде. С этого же года редактор-монтажёр московского отделения «Севзапкино».
После слияния «Севзапкино» и «Госкино» в «Совкино» Васильевы начали работать вместе. Большое значение для Васильевых имела их встреча с С. М. Эйзенштейном, учениками которого они стали. Первая самостоятельная режиссёрская работа Васильевых документальный фильм «Подвиг во льдах» (1928), смонтированный из фрагментов кинохроники, снятой операторами, участвовавшими в поисках советскими ледоколами итальянской экспедиции Нобиле. В первом художественном фильме «Спящая красавица» (1930) по сценарию Г. В. Александрова и Васильевых режиссёры, впервые выступившие под общим псевдонимом, отдали дань лефовскому отрицанию старого искусства. Фильм решён в поэтике монтажно-типажного кинематографа, изобилует сложными кинематографическими метафорами. В своём втором, тоже немом, фильме «Личное дело» (1932) режиссёры искали иной путь обратились к образам, воплощённым актёрскими средствами. Через развитие характера героя отсталого рабочего, преодолевающего пережитки прошлого в своём сознании, они стремились рассказать о социалистическом строительстве в годы первой пятилетки. Хотя фильм был поставлен по слабому сценарию и не пользовался зрительским успехом, он сыграл большую роль в творческом развитии Васильевых В основу следующей работы Васильевы положили книгу Д. А. Фурманова «Чапаев», по которой в 1934 поставили одноименный фильм (Государственная премия СССР, 1941). Основываясь на полумемуарной повести Фурманова, изучив многочисленные документы и иконографические материалы, Васильевы создали сценарий, обладающий классической стройностью и завершённостью драматургической конструкции. Они убедительно показали в фильме роль Коммунистической партии в организации Красной Армии, в воспитании и сплочении масс, воскресили атмосферу революционной эпохи, в живых, эмоциональных образах воплотили замечательные черты борцов революции. В «Чапаеве» Васильевы подняли на новую ступень искусство кинорежиссуры, обогатив его многими новаторскими достижениями в работе с актёрами, в композиции, построении мизансцен, в монтаже, использовании звука и в музыкальном решении. Все выразительные средства фильма были направлены на раскрытие человеческих характеров, создание глубоких, самобытных образов. Идейная и художественная вершина фильма образ Чапаева в исполнении Б. А. Бабочкина воплощение героического русского народного характера, раскрывшегося во всём величии и красоте в огне революционных битв. Персонажи фильма, главные и эпизодические, составляют единый собирательный образ революционного народа. Режиссёрское мастерство Васильевых проявилось во всех сценах и эпизодах фильма как камерных, так и массовых, батальных. Вступление фильма врывающаяся в кадр лихая тройка, эпизоды на мосту и урок тактики, сцена боя с каппелевцами, сцены споров Чапаева с Фурмановым, речи Чапаева на митинге и перед кавалерийским эскадроном, прощание с Фурмановым, ночь перед последним боем и многие другие образец политически страстного и глубокого кинематографического искусства. Фильм сразу же получил всенародное признание. Он явился победой метода социалистического реализма в советской художественной культуре, стал важнейшим этапом в его развитии и оказал плодотворное влияние на прогрессивное зарубежное кино. В 1937 Васильевы поставили по собственному сценарию фильм «Волочаевские дни» о борьбе дальневосточных партизан с японскими интервентами в годы Гражданской войны, вновь подняв ответственную тему революционной борьбы народа, возглавляемого Коммунистической партией. К эпохе Гражданской войны обратились Васильевы и в фильме «Оборона Царицына» (1-я серия, 1942, Государственная премия СССР). Последней совместной работой Васильевых был фильм «Фронт» (по А. Е. Корнейчуку, 1943).С. Д. Васильев в 19441949 художественный руководитель, в 19551957 директор киностудии «Ленфильм», председатель оргбюро Ленинградского отделения СРК СССР. В 1955 он поставил совместно с болгарскими кинематографистами исторический фильм «Герои Шипки» о мужественной борьбе русского и болгарского народов в 18771878 за освобождение Болгарии от османского ига, снова показав себя мастером больших эпических полотен. Последний его фильм «В дни Октября» (1958), в котором впервые в своём творчестве С. Д. Васильев обратился к воплощению образа В. И. Ленина (артист В. И. Честноков).
Героическая борьба народа за свободу, за светлое будущее стала основным содержанием лучших фильмов братьев Васильевых. Своей деятельностью Васильевы внесли выдающийся вклад в развитие советского кино, в утверждение его на позициях социалистического реализма.
Сочинения:
Собрание сочинений, т. 13, М., 198183.
«Чапаева смотрит вся страна». (Передовая статья), «Правда», 1934, 21 ноября;Литература:
Чапаев. О фильме. Сборник статей, М., 1936;
Долинский И., «Чапаев». Драматургия, М., 1945;
Фреилих С., Золотое сечение экрана, в его кн.: Фильмы и годы, М., 1964;
«Чапаев». [Книга-альбом], М., 1966;
Бабочкин Б., Через тридцать лет, в его кн.: В театре и кино, М., 1968;
История советского кино, т. 14, М., 19691978;
Писаревский Д. С., Рождение фильма, М., 1974; его же, Братья Васильевы, М., 1981.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.