- ВЕРТОВ Дзига
Ве́ртов Дзига, настоящие имя и фамилия Денис Аркадьевич Кауфман, (2.1.189612.2.1954), советский режиссёр, сценарист, теоретик кино. Один из зачинателей советского и мирового документального кино. Родился в Белостоке. Учился в военной музыкальной школе, Психоневрологическом институте и Московском университете. В 1918 начал работать в отделе хроники Москинокомитета, принимал участие в монтаже первого советского киножурнала «Кинонеделя» (19181919). В 1918 создал (с А. И. Савельевым) фильм «Годовщина революции». В годы Гражданской войны руководил съёмками на фронтах, во время рейсов агитпоездов, выпустил фильм «Бой под Царицыном» и «Процесс Миронова» (1919), «Агитпоезд ВЦИК» (1921), «История Гражданской войны» (1922).
Первые киножурналы и фильмы Вертова носили информационно-событийный характер, но необходимость активного агитационного воздействия потребовала поиска новых форм слияния информации о фактах с их публицистическим, образным осмыслением. Опираясь на накопленный опыт, ранние съёмочные, монтажные эксперименты, Вертов пришёл к выводу, что документальный экран не должен копировать обычное зрение. Разнообразные способы съёмки с использованием оптических и технических возможностей киноаппарата позволяют увидеть жизненные процессы, скрытые от человеческого глаза, а последующая организация снятого материала углубляет анализ действительности. Объединяя съёмочные и монтажные методы исследования жизни формулой «Киноглаз», Вертов рассматривал их как средства, конечной целью которых является киноправда, «коммунистическая расшифровка мира». Отрицая под влиянием пролеткультовских и лефовских взглядов в ранних теоретических статьях-манифестах «Мы» (1922), «Киноки. Переворот» (1923), «Новое течение в кинематографии» (1923) традиционные виды искусства, построенные на вымысле, Вертов одновременно утверждал необходимость поиска новых художественных решений в процессе фактического отражения социалистической действительности на экране и пропаганды революционных идей.
В выпусках киножурнала «Кино-Правда» (19221925) Вертов и возглавляемая им группа «киноков» использовали монтаж для выявления не только событийных, но и смысловых связей. В отличие от других киножурналов, в том числе «Госкинокалендаря» (19231925), который тоже выпускался под руководством Вертова, отдельные номера «Кино-Правды» объединяли разнородные события внутренней темой. В «Октябрьской Кино-Правде» (№ 13), «Пионерской Кино-Правде» (№ 20), «Ленинской Кино-Правде» (№°21) и других лучших выпусках киножурнала хроника событий перерастала в обобщённую картину революционной эпохи, приобретая силу эмоционального воздействия. Некоторая перенасыщенность фильма Вертова «Кино-Глаз» (1924, Серебряная медаль и диплом Всемирной выставки в Париже, 1925) различными тематическими линиями порой лишала его смысловой ясности, но точность воссоздания разноликих подробностей неинсценированной действительности («жизни врасплох») помогала увидеть в пестроте социальных укладов нэпа утверждающиеся начала новой жизни. Фильмы и киножурналы Вертова первой половины 20-х гг., в особенности «Кино-Правда», оказали заметное влияние на стилистику советского художественного кино этих лет.
Верность принципам документального воспроизведения мира Вертов постоянно связывал в теории и практике с отрицанием фактографии. В фильме «Шагай, Совет!» и «Шестая часть мира» (1926) рассказ о социальных преобразованиях в стране был пронизан пафосом поэтического восприятия событий, находящим отражение в художественной выразительности кадров, монтажных ассоциациях, строе надписей. В фильме «Одиннадцатый» (1928), посвященном индустриализации, Вертов предпринял попытку выявления мысли чисто пластическими средствами. Опыт «кинописи» фактов был продолжен в фильме «Человек с киноаппаратом» (1929). Открывая разнообразные возможности киноязыка, Вертов показал на материале многочисленных подробностей повседневной жизни огромного города социальные перемены в сознании, психологии советских людей. Бодрая, жизнерадостная интонация, мажорные ритмы фильма «Человек с киноаппаратом» передавали ритмы времени, чутко улавливая суть нового мировосприятия современников.
Новые выразительные возможности кино, основанные на полифоническом единстве изобразительного и звукового материала, были открыты Вертовым в одном из первых советских звуковых фильмов «Симфония Донбасса» («Энтузиазм», 1930).
Новаторское построение большинства фильмов Вертова определяла форма «внутреннего монолога... раскованного революцией человека», нашедшая наиболее завершённое воплощение в фильме «Три песни о Ленине» (1934, премия международного кинофестиваля в Венеции), названном газетой «Правда» «песней всей страны». Чувства советского народа, судьбу которого преобразило осуществление ленинских идей, концентрировались в движениях души, поворотах мысли лирического героя, передаваемых звукозрительной пластикой фильма. На поэтическом осмыслении двадцатилетнего пути, пройденного страной после Октябрьской революции, строился фильм «Колыбельная» (1937). В нём, как и в «Трёх песнях о Ленине», Вертов применил синхронную съёмку для раскрытия индивидуальных характеров. Эти эпизоды послужили основой для разработки Вертовым идеи создания галереи документальных кинопортретов, частично реализованной в фильме «Серго Орджоникидзе» (1937, с Я. М. Блиохом), «Три героини» (1938), «Тебе, фронт» (1943). Во время Великой Отечественной войны Вертов снял фильмы «Кровь за кровь, смерть за смерть!» (1941), «В горах Ала-Тау» и «Клятва молодых» (1944). В 19441954 выпускал киножурнал «Новости дня». В создании большинства фильмов Вертова участвовала как ассистент и сорежиссёр Е. И. Свилова.
Творчество Вертова, открывшее в документальном кино новое направление, связанное с художественным истолкованием подлинных фактов, оказало огромное влияние на становление советского документального кино. Одновременно оно оказало воздействие на мировое киноискусство. Вертов был в Германии, Австрии, Голландии, Франции, Великобритании в 1929 и 1931, где выступал с докладами, сопровождаемыми показом фильмов «Человек с киноаппаратом» и «Симфония Донбасса». Творческие идеи Вертова были поддержаны Б. Брехтом, З. Кракауэром, Л. Муссинаком, Ч. С. Чаплином и другими деятелями прогрессивного искусства. На новом этапе развития советского и мирового документального кино, начавшемся на рубеже 5060-х гг., творческие открытия Вертова стали основой для дальнейших поисков.
Другие фильмы:
«Вскрытие мощей Сергия Радонежского» и «Пароход Красная Звезда» (1919), «Процесс эсеров» (1922), «Сегодня» (1923), «Гримасы Парижа», «Червонец», «Советские игрушки» и «Даёшь воздух» (1924), «Год без Ильича» (1925), «Памяти Серго Орджоникидзе» (1937), «Слава советским героиням» (1938), «В районе высоты А» и «На линии огня операторы кинохроники» (1941).Сочинения:
Статьи, дневники, замыслы, [М., 1966];
Три песни о Ленине, [М., 1972].Литература:
Абрамов Н. П., Дзига Вертов, М., 1962;
Листов В., Первый фильм Дзиги Вертова, в сборнике: Прометей, т. 7, М., 1969, с. 12735;
Дзига Вертов в воспоминаниях современников, М., 1976;
Муссинак Л., Избранное, перевод с французского, М., 1981, с. 125127, 135;
Рихтер Г., Борьба за фильм, перевод с немецкого, М., 1981, с. 4144;
Рошаль Л., Вертов, М., 1982;
Schnitzer L., Schnitzer J., Dziga Vertov, P., 1968;
Sadoul G., Dziga Vertov, P., 1971.Л. М. Рошаль.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.