'Поэтический реализм'

'Поэтический реализм'
• 'ПОЭТИ`ЧЕСКИЙ РЕАЛИ`ЗМ'
   "ПОЭТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ", термин, закрепившийся в истории кино для обозначения течения во франц. кино 30-х гг. Не будучи теоретически и организационно оформленным, "П. р." отличался общностью худож. устремлений его участников. Он был подготовлен теориями Л. Деллюка ("фотогения") и Ж. Эпштейна ("суггестивная образность"), худож. практикой киноимпрессионизма и "Авангарда". В отличие от экспериментаторов 20-х гг., мастера "П. р." стремились давать объективно достоверные картины повседневной жизни, поэтически преображённые с помощью неявных средств образной трансформации (драматургич. конструкция, лит. диалог, игра актёров, муз. сопровождение, световоздушная и звук, атмосфера, композиция кадра, символич. использование предметов и т. д.). Первыми произв. "П. р." принято считать фильмы Р. Клера ("Под крышами Парижа", 1930) и Ж. Виго ("Ноль за поведение", 1933, "Аталанта", 1934), где наличествует поэтич. переосмысление жизненной прозы, тривиальных персонажей, ситуаций, предметов. Мн. мотивы "П. р." (одиночество и неприкаянность человека, неустойчивость его чувств и представлений, роковое предопределение) содержались в фильмах Ж. Фейдера по сц. Ш. Спаака "Большая игра" (1934) и "Пансион "Мимоза"" (1935), а затем были подхвачены и развиты в фильмах М. Карне "Набережная туманов" (1938, сц. Ж. Превер) и "День начинается" (1939, сц. Виго и Превер). В фильмах Карне стиль "П. р." получил наиболее законченное выражение. Разлитая в них атмосфера тревоги, смутное предчувствие роковой развязки были выражением социально-историч. ситуации во Франции после распада Нар. фронта, накануне 2-й мировой войны. В образах, созданных Ж. Габеном, с большой худож. силой прозвучала тема человека из народа, сильного, цельного, готового к борьбе, но трагически беззащитного перед лицом подлости и предательства. В духе "П. р." были сделаны мн. фильмы Ж. Дювивье, П. Шеналя, Ж. Лакомба и др. Определённое влияние на развитие этого направления оказал писатель П. Мак-Орлан своей идеей "социальной фантастики", т. е. тёмных, иррациональных сил, действующих за фасадом жизненных и социальных реалий. "П. р." имел непосредственное продолжение во франц. ф. 40-х гг.: "Буксиры", "Вечерние посетители", "Вечное возвращение", "Дети райка", "Врата ночи", "По ту сторону решётки" (в сов. прокате "У стен Малапаги"), "Веронские любовники" и др. Он также оказал влияние на бельг. кино ("Чайки умирают в гавани", 1955, "Однажды вечером в поезде", 1968, и др.), на ранние произв. И. Бергмана и М. Антониони. Впоследствии, благодаря таким особенностям фильмов "П. р.", как пристрастие к павильонным съёмкам, лит. диалог, рассчитанность драматургич. конструкции, поэтич. символизация и т. д., стилистика "П. р." стала восприниматься как нечто архаическое. Однако элементы этой стилистики прочно вошли в худож. арсенал франц. и мирового кино.
   В. И. Божович.

Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "'Поэтический реализм'" в других словарях:

  • ПОЭТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — ПОЭТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, трудно поддающееся определению течение во французском кинематографе, которое на очень короткое время (вторая половина 30 х годов) объединило режиссеров самых разных творческих манер и было тесно связано с подъемом движения… …   Энциклопедия кино

  • Поэтический реализм — У этого термина существуют и другие значения, см. Поэтический реализм (значения). Поэтический реализм (фр. Réalisme poétique, англ. Poetic realism)  художественное направление в европейском, в основном во французском… …   Википедия

  • Поэтический реализм (значения) — Поэтический реализм многозначный термин в искусстве, который может обозначать: Поэтический реализм (фр. Réalisme poétique) художественное направление во французском кинематографе второй половины 1930 х первой половины 1940 х годов ХХ века.… …   Википедия

  • Реализм —         в литературе и искусстве правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художеств. творчества. В ходе историч. развития иск ва Р. принимает конкретные формы определённых творч.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Реализм и натурализм в живописи — Словом Р. французские критики назвали направление в живописи, которое избрал Курбэ (1819 77) в противодействие не только идеалистическому направлению, но и всякому другому, избиравшему сюжеты для картин не из окружающего современного общества и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — творческий метод социалистического иск ва, зародившийся в начале XX в. как отражение объективных процессов развития худож. культуры в эпоху социалистической революции. Историческая практика создала новую действительность (неизвестные до сих пор… …   Эстетика: Словарь

  • Немецкая литература — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/12 декабря 2012. Дата постановки к улучшению 12 декабря 2012. К… …   Википедия

  • НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА — Настоящий обзор включает немецкоязычные литературы Германии, Австрии и Швейцарии. За основу принята традиционная периодизация развития немецкого языка древневерхненемецкий, средневерхненемецкий и нововерхненемецкий периоды. Первый период… …   Энциклопедия Кольера

  • День начинается — Le Jour Se Lève Жанр …   Википедия

  • Леви — Карло (Levi, Carlo) 1902, Турин 1975, Рим. Итальянский живописец, график, писатель. Карло Леви был художником во всем: он писал прозу, сочинял стихи, был живописцем, публицистом, видным общественным деятелем. Леви являлся одной из центральных… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»