- Вьетнамская кинематография
«На берегах одной реки».
Режиссёры Хиеу Зан, Нгуен Хонг Нги.
1959.вьетна́мская кинематогра́фия. С 1910 в стране стала возникать сеть кинотеатров, где показывались французские, американские и английские ленты. В 20—30-е гг. под руководством французских кинематографистов во Вьетнаме создавались отдельные игровые фильмы, но самостоятельного развития национальное кино в период французского господства не получило.
Вьетнамская кинематография началась с хроники. После провозглашения ДРВ (2 сентября 1945) появились первые хроникальные фильмы. В трудных условиях кинематографисты отражали на экране главные этапы освободительной войны против французских колонизаторов (1946—1954). Среди фильмов этого периода: «Бой за Мак Хоа» (1948), «Победа на Северо-Западном фронте» (1952), «Победа под Дьенбьенфу» (1954). В 1951—1952 с помощью ста передвижных кинобригад удалось наладить регулярное кинообслуживание населения отечественными фильмами, лентами СССР и других социалистических стран. В 1954 под руководством советского режиссёра Р. Л. Кармена был снят полнометражный документальный фильм «Вьетнам».
В 1953 президент ДРВ Хо Ши Мин подписал Декрет о создании единого национального кинопредприятия. Была образована первая в демократическом Вьетнаме киностудия (1956), проведена национализация кинотеатров (1956—1960).
После заключения Женевских соглашений (1954) кино стало эффективно служить мобилизации народных масс на борьбу с разрухой, за развёртывание социалистического строительства в Северном Вьетнаме, за объединение страны. Во второй половине 50-х гг. был снят ряд документальных фильмов, в том числе «Строительство канала Бакхынгхай» (1959, премия международного кинофестиваля в Москве).
В 1959 был выпущен первый игровой полнометражный фильм «На берегах одной реки» (режиссёры Хиеу Зан, Нгуен Хонг Нги), посвящённый борьбе за единство и свободу страны. В 60-е гг. созданы фильмы, рассказывавшие о проблемах социалистического строительства на севере Вьетнама, — «Апельсиновый сад» (1960, режиссёр Фам Ван Кхоа), «Деревня на воде» (1965, режиссёры Чан By, Хюи Тхень); ленты, посвящённые освободительной борьбе Вьетнамского народа, — «Сувенир погибшего» (1960, режиссёры Нгуен Хонг Нги, Фам Ки Нам), «Синичка» (1962, режиссёр Нгуен Тхонг, Чан By), «Молодой боец» (1964, режиссёры Хай Нинь, Нгуен Дык Хинь) и др.
В условиях марионеточного проамериканского режима в Южном Вьетнаме продолжала господствовать продукция США, Франции, Японии, Тайваня. В 1954—1965 здесь было снято около 40 коммерческих фильмов, обработка и монтаж которых проводились за рубежом.
В 1961 Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама создал киностудию «Освобождение», а в 1962 была организована киностудия Армии освобождения. Обе студии выпустили (до 1970) около 60 хроникальных фильмов об освободительной борьбе против южно-Вьетнамской реакции и американских агрессоров.
Всенародная борьба на севере и юге страны против американских агрессоров, подвиги героев вдохновили кинематографистов ДРВ на создание фильмов: художественных — «Буря поднимается» (1966, режиссёры Хюи Тхань, Ле Ба Хюэн), «Лес девушки Тхам» (1967, режиссёр Хай Нинь); документальных — «Боевые позиции на дорогах» (1970), «Стальная крепость Винь-линь» (1971) и др. Среди игровых картин 70-х — начала 80-х гг.: «17-я параллель: дни и ночи», «Девочка из Ханоя», «Первая любовь» и «Родная земля» (все режиссёр Хай Нинь), «Августовская звезда» (режиссёр Чан Дак), «Встреча в джунглях» (режиссёры Нгуен Ван Хуа, Тхой Нгуен), «На севере столицы» (режиссёр Хюи Тхань), «Бурный рейс» (режиссёр Чан By), «Только вперёд» (режиссёр Лонг Ван), «Сезон тёплых ветров», «Опустошённое поле» (главная премия международного кинофестиваля в Москве, 1981) и «Район бурь» (все режиссёр Нгуен Хонг Шен). Интересно развивается документальное кино. Среди фильмов последних лет — «Взрыв после войны» (1977, режиссёр Нгок Куинь), «Голос певицы» (1979, режиссёры Нгуен Ку, Нгуен Ке), «Кампучия, земля разорённая, земля возрождаемая» (1979, режиссёр Фам Тхань Льем), «Истоки» (режиссёр Лыонг Дык, 1981).
Свойственные произведениям Вьетнамской кинематографии простота и наглядность образного строя, известный схематизм сюжета, импровизационность и намеренная шероховатость исполнения, ставшие эстетически значимыми особенностями стилистики, подчинённой в первую очередь агитационно-пропагандистским задачам, открыто противостояли принципам занимательности и зрелищности, техническому совершенству и коммерческой направленности буржуазной кинопродукции и оказали влияние на формирование антиимпериалистических тенденций в киноискусстве многих развивающихся стран в 60—70-х гг., в частности на так называемое борющееся кино. Укрепляются творческие связи советских и вьетнамских кинематографистов, расширяется обмен фильмами и киномероприятиями.
Объединение страны (1976) поставило перед кинематографистами СРВ задачи перестройки кинопроизводства и кинопроката на единой социалистической основе. В СРВ около 1500 киноустановок. Работает 13 киностудий, в том числе в Ханое Студия художественных фильмов (с 1959), Центральная студия хроникально-документальных фильмов (с 1956), Студия мультипликационных и кукольных фильмов (с 1960). Подготовка кадров ведётся в Национальной киношколе (создана 1959), а также в высших учебных заведениях СССР, ГДР, ЧССР. Вьетнамской кинематографией руководит Киноуправление при Министерстве культуры СРВ. В 1969 был организован СК Вьетнама, имеющий свой бюллетень. С начала 70-х гг. проводятся Всевьетнамские кинофестивали. В 1959—1962 выпускался журнал «Диен ань» («Кино»), с 1977 это издание возобновлено. С 1958 издаётся журнал «Ман ан Ханой» («Ханойский экран»). С начала 80-х гг. снимается до 20 полнометражных фильмов в год.
также: Указатель фильмов по странам. Вьетнам
Литература:
Ибрагимов А. М., Киноискусство сражающегося Вьетнама, М., 1968;
Ишимов В., Север—Юг: через два года после победы, «ИК», 1978, № 6;
Чинь Май Зием, Всегда с народом. Киноискусство Социалистического Вьетнама. Истоки и перспективы, «ИК», 1981, № 5;
Рождённая в борьбе, «ИК», 1982, № 4.К. Э. Разлогов.
«Молодой боец».
Режиссёры Хай Нинь, Нгуен Дык Хинь.
1964.
«17-я параллель: дни и ночи».
Режиссёр Хай Нинь.
1972.
«Нгуен Ван Чой».
Режиссёр Буй Динь Хак.
1966.
«Опустошенное поле».
Режиссёр Нгуен Хонг Шен.
1980.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.