- ГАЛЬПЕРИН Александр Владимирович
Гальпе́рин Александр Владимирович (р. 23.9.1907), советский оператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1968). Кандидат искусствоведения (1940). Член КПСС с 1943. В 1936 окончил ВГИК. Самостоятельную операторскую работу начал в 1926. Снял фильмы: «Скандальная история» (1927), «Цыганская кровь» (1928, с М. К. Калатозовым), «Дом на вулкане» и «Бог войны» (1929), в котором методами деления кадра осуществлялись глубинные мизансцены, и др. Участвовал также в съёмках документальных фильмов. Точностью и выразительностью портретных характеристик, разработкой темы индустриального пейзажа, воссозданием на экране атмосферы строек первой пятилетки отличался снятый им один из первых звуковых художественных фильмов «Дела и люди» (1932). При съёмках фантастического фильма «Космический рейс» (1936) Гальперин использовал оригинальные ракурсы и композиционные решения, успешно применял новейшие достижения в области комбинированных съёмок, добивался большой выразительности и достоверности в передаче сцен невесомости в космическом полёте, лунных эпизодах. Фильмы «Трактористы» (1939) и «Бабы» (1940) отмечены мастерством и продуманностью операторских приёмов в съёмках пейзажей и портретов на натуре. Решённые в сероватой тональной гамме, кадры пейзажей Волги в начале фильма «Бабы» постепенно наполняются светом и воздухом, достигая в кульминационных эпизодах острой выразительности. Фильмы Гальперина отличают простота и ясность пластического замысла, выстроенность материала в единой стилевой манере. С 1936 преподаёт во ВГИКе, руководит учебно-творческой мастерской операторского факультета (с 1960 профессор). В советской кинематографии и студиях других социалистических стран работает более 200 операторов выпускников мастерской Гальперина.
Другие фильмы:
«Крестины Клаксона» (1929), «Боевой кино сборник № 4» (новелла «Приказ выполнен»), «Боевой киносборник № 6» (новелла «Боевая песня») оба 1941, «Боевой киносборник № 10» (1942, новелла «Молодое вино»), «Воздушный извозчик» (1943), «Суд чести» (1949, Государственная премия СССР) и др.Сочинения:
О рациональном использовании глубины резкости киносъемных объективов, М.Л., 1927;
Определение экспозиции с помощью экспозиметров, М., 1939;
Определение фотографической экспозиции, М., 1955;
Глубина резко изображаемого пространства при кино- и фотосъемке, М., 1958.Литература:
Десять операторских биографий. Сборник, в. 1, М., 1978;
Климов В., Здесь, в институте, и потом всю жизнь, «ИК», 1980, № 7.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.