ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич

ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич

Гера́симов Сергей Аполлинариевич (21.5.1906—28.11.1985), советский режиссёр, сценарист. Народный артист СССР (1948). Академик АПН СССР (1978). Герой Социалистического Труда (1974). Доктор искусствоведения (1967). Член КПСС с 1943. Учился в Ленинградском художественном училище. В 1928 окончил Ленинградский институт сценических искусств. В кино с 1924 как актёр мастерской ФЭКС (Фабрика эксцентрического актёра). Снимался в фильмах Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга — Шпик («Мишки против Юденича», 1925), Человек-вопрос («Чёртово колесо») и Чиновник («Шинель») — обе 1926, Медокс («С. В. Д.», 1927), Журналист («Новый Вавилон», 1929), Председатель сельсовета («Одна», 1931), а также в фильмах режиссёра Ф. М. Эрмлера — Меньшевик («Обломок империи», 1929), В. И. Пудовкина — 2-й бонза («Дезертир», 1933), и др. Проявил себя как актёр преимущественно гротескового плана, мастер острого, графически чёткого рисунка образа. Во всех его актёрских созданиях всегда ощущались точные, ясные мотивировки поведения, социальная принадлежность, определённый психологический тип. В дальнейшем, не оставляя актёрской работы, Герасимов занимался преимущественно режиссурой, во многих фильмах выступая и как сценарист.

Первые режиссёрские работы — «Двадцать два несчастья» (1930, с С. И. Бартеневым), «Сердце Соломона» (1932), «Люблю ли тебя» (1934) — обнаружили его интерес к современной тематике. Достоверность изображения жизни советской молодёжи в сочетании с подробным рассказом о характере каждого героя — эти черты были присущи фильму «Семеро смелых» (1936), где снимались молодые актёры, воспитанные в его мастерской: Т. Ф. Макарова, П. М. Алейников и др., а также следующей работе — фильму «Комсомольск» (1938).

Значительной работой Герасимова в предвоенном кино был фильм «Учитель» (1939, Государственная премия СССР, 1941). Деревню, куда возвращался учителем после окончания вуза герой фильма Степан Лагутин, Герасимов рисовал с наблюдательностью, с тонким пониманием характеров и обычаев жителей деревни. Высокой актёрской и режиссёрской культурой отличался фильм «Маскарад» (1941). Картина, воссоздавшая романтический пафос драмы М. Ю. Лермонтова, трактовалась режиссёром как трагедия обманутого доверия. Одной из значительных актёрских работ самого Герасимова была роль Неизвестного в этом фильме.

В годы Великой Отечественной войны Герасимов принимал участие в съёмках «Боевого киносборника № 1» (1941), поставил фильмы «Непобедимые» (1943, с М. К. Калатозовым) и «Большая Земля» (1944). В 1944—46 Герасимов возглавлял ЦСДФ. В 1944 вернулся к педагогической деятельности. Работая со студентами, Герасимов всё больше утверждался в мысли о близости языка современного кино к языку реалистической прозы. В форме своеобразного киноспектакля Герасимов осуществил со своими учениками постановку романа А. А. Фадеева «Молодая гвардия» (Театр-студия киноактёра), на основе которого поставил в 1948 одноимённый фильм (Государственная премия СССР, 1949). Монументальный по форме, суровый по художественному колориту, фильм стал этапным произведением в развитии реалистического метода советского киноискусства.

В 1957—58 Герасимов поставил одно из самых значительных своих произведений — фильм «Тихий Дон» (по М. А. Шолохову, 1-я премия и премия за режиссуру Всесоюзного кинофестиваля и главная премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари, 1958; почётный диплом Гильдии режиссёров США лучшему заграничному фильму, 1960), решённый в жанре народной драмы. Стилевой задачей режиссёра и оператора В. А. Рапопорта была верность роману. На экране предстала суровая правда эпохи, полная жестокости, смертельной вражды, сломанных судеб, непоправимых ошибок, невозвратимых потерь. Судьба Григория Мелехова и его рода в фильме, как и в романе, оставалась историческим, психологическим, эмоциональным стержнем. Второй план, как всегда у Герасимова, был проработан тщательно, фактурно, с поразительным, вплоть до портретного сходства, совпадением характеристик с шолоховским оригиналом. В 1962 Герасимов поставил фильм «Люди и звери» (с ГДР, играл роль князя Львова-Щербацкого), а в 1967 — «Журналист».

Нравственной проблематике режиссёр посвятил фильмы «У озера» (1970, премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари; Государственная премия СССР, 1971), «Любить человека» (1973, главная премия Всесоюзного кинофестиваля), «Дочки-матери» (1975), где с публицистической активностью ставил насущные вопросы сегодняшнего дня в сферах экономики, культуры, социального развития. В 1976 экранизировал для телевидения «Красное и чёрное» Стендаля (в прокате 1977). В 1981 Герасимов по роману А. Н. Толстого «Пётр I» создал фильмы «Юность Петра» и «В начале славных дел» (специальная премия Всесоюзного кинофестиваля). В 1984 поставил фильм «Лев Толстой» (роль Л. Толстого; главная премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари). Творческую деятельность режиссёра, актёра и сценариста Герасимов совмещал с большой педагогической работой во ВГИКе, где он вёл объединённую режиссёрскую и актёрскую мастерскую (профессор с 1946). Среди его учеников режиссёры и актёры: С. Ф. Бондарчук, Л. А. Кулиджанов, Т. М. Лиознова, И. В. Макарова, Н. В. Мордюкова, Н. Н. Рыбников, Н. Н. Губенко, Л. М. Гурченко, З. М. Кириенко, С. П. Никоненко, Н. Н. Ерёменко. Художественный руководитель творческого объединения киностудии им. Горького. Депутат ВС СССР 3—4-го созывов. С 1965 секретарь правления СК СССР. Ленинская премия (1984). Премия Ленинского комсомола (1970).

Другие фильмы:
актёр — «Братишка» (Шофёр), «Чужой пиджак» (агент Скальковский), «Три солдата» (Командир стального полка), «Граница» (портной Яков), «Выборгская сторона» (Эсер); режиссёр — «Лес» (1932), «Старая гвардия» (1941), «Освобождённый Китай» (с КНР, 1950, документальный, Государственная премия СССР, 1951), «Сельский врач» (1952), «Надежда» (1955), «Говорит спутник» (1959, документальный, сценарист и режиссёр с Э. Ю. Волком, В. Д. Дорманом и Г. Б. Оганисяном); сценарист — «Дорога правды» (1956), «Память сердца» (1958).

Сочинения:
Собрание сочинений, в 3 тт., т. 1—2, М., 1982—83;
Лицо советского киноактера, М., 1935;
Фабрика эксцентрического актера, «ИК», 1940, № 1—2;
О киноискусстве, М., 1960;
Борьба идей в киноискусстве мира. (Лекции), М., 1961;
Жизнь, фильмы, споры, М., 1971;
Воспитание кинорежиссера, М., 1978;
Актуальность истории, «ИК», 1980, № 9;
Герой и современность, там же, 1981, № 4.

Литература:
Трауберг И.. Молодые мастера кинорежиссуры, в книге: Молодежь советского кино, М., 1938;
Гринберг И., С. Герасимов, М., 1939;
Фрейлих С., Искусство кинорежиссера. Творчество народного артиста СССР С. А. Герасимова, М., 1954;
Волянская Н. Г., На уроках режиссуры С. А. Герасимова, М., 1965;
Рыбак Л., В кадре — режиссер, М., 1974;
Парфенов Л. А., С. Герасимов, М., 1975.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич" в других словарях:

  • ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич — (21 мая 1906, село Кундравы (ныне Челябинская область) 28 ноября 1985, Москва), режиссер, актер, сценарист, звукорежиссер; народный артист СССР (1948); лауреат Гос. премий СССР (1941, 1949, 1951, 1971); лауреат премии Ленинского комсомола (1970); …   Энциклопедия кино

  • ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич — (1906 85) российский кинорежиссер, драматург и теоретик кино, народный артист СССР (1948), доктор искусствоведения, действительный член АПН СССР (1978), Герой Социалистического Труда (1974). Поставил фильмы: Семеро смелых (1936), Учитель (1939),… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Герасимов Сергей Аполлинариевич — [р. 21.5(3.6).1906, Екатеринбург, ныне Свердловск], советский кинорежиссёр, актёр, кинодраматург, кинотеоретик, народный артист СССР (1948), доктор искусствоведения (1967). Член КПСС с 1943. В 1928 окончил Ленинградский институт сценического… …   Большая советская энциклопедия

  • Герасимов, Сергей Аполлинариевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Герасимов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Герасимов, Сергей. Сергей Герасимов …   Википедия

  • Герасимов Сергей Аполлинариевич — (1906 1985), режиссёр, драматург и теоретик кино, народный артист СССР (1948), доктор искусствоведения, действительный член АПН СССР (1978), Герой Социалистического Труда (1974). В кино с 1924 как актёр ФЭКС (Фабрика эксцентрического актёра).… …   Энциклопедический словарь

  • Герасимов Сергей Аполлинариевич — (1906, Челябинск — 1985, Москва), режиссёр, сценарист, актёр, народный артист СССР (1948), Герой Социалистического Труда (1974). Муж Т.Ф. Макаровой. В  с 1924 как актёр (фильмы: «Шинель», «C.B.Д.», «Новый Вавилон» и др.). Как режиссёр… …   Москва (энциклопедия)

  • Герасимов, Сергей Аполлинариевич — Род. 1906, ум. 1985. Драматург и теоретик кино, актер, кинорежиссер, педагог. Выпускник Ленинградского ин та сценических искусств (1928). С 1930 режиссер кинофабрики "Совкино" (потом Ленфильм). Директор Центральной студии документальных …   Большая биографическая энциклопедия

  • Герасимов Сергей Аполлинариевич — …   Википедия

  • Герасимов, Сергей Аполлинариевич — (1906 1985)     кинорежиссёр и сценарист, народный артист СССР (1948), действительный член АПН СССР (1978), Герой Социалистического Труда (1974). Выступал за союз педагогики и культуры, считал эстетическое воспитание основой всестороннего… …   Педагогический терминологический словарь

  • Герасимов Сер. Аполлинариевич — (1906 85) режиссер, сценарист, актер кино, педагог, с 1946 проф. ВГИКа, где вел объединенную режиссерскую и актерскую мастерскую (совм. с Т. Макаровой). Д р иск ведения, акад. Академии пед. наук. Учился в Ленингр. худ. уч ще, в 1928 окончил… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»