- ГОЛОВНЯ Анатолий Дмитриевич
Головня́ Анатолий Дмитриевич (2.2.190025.6.1982), советский оператор, теоретик кино, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Герой Социалистического Труда (1980). Доктор искусствоведения (1966). Член КПСС с 1944. Один из основоположников советской школы операторского искусства. В 1926 окончил ГТК. В кино с 1923. Основам кинематографической поэтики учился в «коллективе Кулешова», работая ассистентом оператора у А. А. Левицкого (фильм «Луч смерти», 1925). Первая работа фильм «Кирпичики» (1925). В том же году в творческом содружестве с режиссёром В. И. Пудовкиным снял фильмы «Шахматная горячка» и «Механика головного мозга». В процессе работы осваивал новый монтажный метод съёмки с его динамичной сменой планов, точек съёмок и ракурсов, позволяющей активно выявить авторское отношение к материалу и придать экранному изображению особую выразительность. Высшее проявление операторского мастерства Головни в немом кино трилогия Пудовкина «Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1927), «Потомок Чингисхана» (1928). В фильме «Мать» оператор, применяя крупный план и нижнюю подсветку глаз, создал яркие кинопортреты Ниловны и Павла. Особое место в фильме занимали пейзажи, пронизанные то лиризмом, то тревогой, то гневом; картина ледохода была поднята до символа надвигающейся революции. В фильме «Конец Санкт-Петербурга» Головня широко использовал ракурсные съёмки, посредством которых создавалась эпическая панорама огромного города и раскрывалась «музыка революции». С документальной достоверностью воспроизводил быт и атмосферу рабочих окраин, что позднее нашло продолжение в стилистике итальянского неореализма.
Жизненная правда основа искусства Головни. Этому он остаётся верным и в звуковых лентах. В «Дезертире» (1933) впервые снимались масштабные игровые сцены («стачка», «вальс машин»); их оператор максимально приближал к хроникальным, что обогащало зрительный ряд фильмов, придавало ему особую убедительность. Большое место в творчестве Пудовкина и Головни занимали исторические картины: «Суворов» (1941, с оператором Т. Г. Лобовой) и «Адмирал Нахимов» (1947, с Лобовой, Государственная премия СССР). Новым поискам экранной выразительности в цвете отмечен фильм «Жуковский» (1950, с Лобовой, Государственная премия СССР, 1951). Почётная премия международного кинофестиваля в Венеции (1972) за совокупность творчества.
С начала 50-х гг. вёл большую научно-исследовательскую и педагогическую работу. С 1935 руководил кафедрой операторского мастерства (с 1939 профессор). Автор книг: «Свет в искусстве оператора» (1945), «Фотокомпозиция» (1962, с Л. П. Дыко), «Мастерство кинооператора» (1965) и др.
Другие фильмы:
«Человек из ресторана» (1927, с К. Венцем), «Стеклянный глаз» («Фильм о фильме», 1929, в роли оператора Головня), «Рыбный промысел» (режиссёр и оператор) и «Живой труп» (1929), «Великие будни» (1931, сценарий с С. Евлаховым, режиссёр с А. Ледащевым), «Карьера Рудди» (1934, сценарий с В. В. Немоляевым), «Победа» (1938), «Минин и Пожарский» (1939), «Пир в Жирмунке» (1941, новелла в «Боевом киносборнике № 6», с Лобовой), «Неуловимый Ян» (1943, с Лобовой).Сочинения:
Композиция фотокадра, М., 1938: Съемка цветного кинофильма, М., 1952;
Композиция кинокадра, М., 1965;
Экспонометрия съемки, М., 1966;
Экран моя палитра, М., 1971;
Киноосвещение, М., 1973;
Операторское мастерство, М., 1976;
Творчество оператора фильма, М., 1978.Литература:
Голдовская М., А. Д. Головня, в книге: Десять операторских биографий, в. 1, М., 1978;
Громов Е., Кинооператор А. Головня, М., 1980.Е. С. Громов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.