Греческая кинематография

Греческая кинематография
«Маринос Кондарас».

«Маринос Кондарас».
Режиссёр Г. Дзавелас.
1948.

гре́ческая кинематогра́фия. Первые документальные съёмки были сделаны в 1906. В 1911—12 вышло несколько короткометражных игровых комедий, режиссёром и исполнителем главных ролей которых был С. Димитракопулос. В 1914 К. Бахаторис основал фирму «Афины-фильм», начавшую регулярное кинопроизводство. Во время 1-й мировой войны выпускалась главным образом военная хроника. В 1925 режиссёр Д. Врацанос поставил фильм «Пасынок судьбы». В 1927—31 работала фирма «Даг-фильм» братьев Д. и М. Газиадис, где выпускались исторические картины и экранизации: «Любовь и волны» (1927) и «Прикованный Прометей» (по Эсхилу, 1929) — оба режиссёра Д. Газиадиса. Первый международный успех Греческой кинематографии принёс фильм «Дафнис и Хлоя» (по Лонгу, 1931, режиссёр О. Ласкос), отличающийся поэтичностью языка. В 1932 вышел первый греческий звуковой фильм «Порочный путь» (режиссёр Д. Газиадис). После установления диктатуры Метаксаса и в годы фашистской оккупации снимались хроникальные фильмы. Среди немногих художественных фильмов этого периода: «Песнь разлуки» (1939, режиссёры Ф. Финос, Т. Скурас), «Голос сердца» (1943, режиссёр Л. Иоанопулос), «Аплодисменты» (1944, режиссёр Г. Дзавелас). После освобождения от оккупации (1944) кинопроизводство активизировалось. К концу 40-х гг. ежегодно выпускалось 8—10 фильмов — в основном мелодрамы с историческим фоном: «Маринос Кондарас» (1948, режиссёр Дзавелас), «Последняя миссия» (1949, режиссёр Н. Цифорос). В некоторых фильмах сказалось влияние итальянского неореализма («Горький хлеб», 1951, Г. Григориу). Проблемы современной жизни Греции нашли отражение в фильмах «Фальшивая монета» (1955, режиссёр Дзавелас), «Кровавое Рождество» (1951) и «Залив страстей» (1957) — оба режиссёра Г. Зервоса. Работы режиссёра М. Какояниса «Стелла» (1955, с участием М. Меркури), «Девушка в чёрном» (1957) отличались реализмом и человечностью. Хорошим образцом экранизации древнегреческой трагедии Еврипида стал фильм Какояниса «Электра» (1962). Лиризм, стилистическая изощрённость характеризовали фильмы Н. Кундуроса «Волшебный город» (1954), «Подпольщики» (1958), «Молодые Афродиты» (1963). В середине 60-х гг. Греческая кинематография пополнилась молодыми прогрессивными кинематографистами, остро ставившими социально-политические вопросы: «Облава» (1965, режиссёр А. Киру) о Движении Сопротивления в Греции, «К кораблю» (1966, режиссёр Д. Дамианос) о нищете греческих трудящихся, вынужденных эмигрировать, «Лицом к лицу» (1967, режиссёр Р. Мантулис) — сатирическая картина буржуазного общества, «Пастухи беспорядка» (1967, режиссёр Н. Папатакис) о классовых противоречиях в греческой деревне. Получили известность короткометражные игровые и документальные фильмы, а также фильмы, обращённые к актуальным проблемам современности: «Македонская свадьба» (1960, режиссёр Т. Канелопулос), «Оливы» (1965, режиссёр Д. Каталос), «Письмо из Шарлеруа» (режиссёр Л. Лиаропулос), «Вор» (режиссёр П. Вулгарис) и «750 000» (режиссёр А. Гривас) — все 1966. В 60-е гг. ежегодно производилось 100—120 художественных фильмов. В годы военной диктатуры (1967—74) прогрессивные фильмы были запрещены, многие режиссёры эмигрировали (Какоянис, Кундурос, Мантулис, Гривас и др.). Поощрялось производство тенденциозных «патриотических» фильмов («Пушка и соловей», 1968, режиссёры Я. и Г. Кабанелис, «Битва за Крит», 1970, режиссёр В. Георгиадис). Выпускались шпионско-приключенческие фильмы («На грани предательства», 1968, режиссёр Д. Дадирас). В эти же годы подпольно ставились политические фильмы прогрессивных режиссёров: «Киерион» (1969, режиссёр Д. Теос), «Греция греков-христиан» (1970, режиссёр К. Хронопулос). К 1974 производство фильмов упало до 45 в год. Несмотря на гнёт цензуры, в последние годы военной диктатуры появились фильмы политически и художественно зрелые: «Реконструкция» (1970) и «Дни 36 года» (1972) — оба режиссёра Т. Ангелопулоса, «Сватовство Анны» (1972, режиссёр Вулгарис). После падения диктатуры вышла серия фильмов, обличавших преступления диктаторского режима: «Манифест» (1974, режиссёр А. Лепениотис), «Камера ноль» (режиссёр Г. Смарагдис) и «Свидетельства» (режиссёр Н. Кавунидис) — оба 1975, «Счастливый день» (1976, режиссёр Вулгарис). О нищете греческих крестьян рассказывают фильмы «По пустяковому поводу» (1974, режиссёр Т. Псарас) и «Тяжёлая дыня» (1977, режиссёр П. Тасиос). Остротой политического анализа и художественного замысла отличаются фильмы Ангелопулоса «Комедианты» (1975) и «Охотники» (1977), «Александр Великий» (1980) о борьбе греческого народа против местной и иноземной тирании в годы 2-й мировой войны и после неё. Фильмы Ангелопулоса, сочетающие наследие античной литературы с современной кинодраматургией, получили международное признание. В 1978 появились новые ленты — сатира на современное греческое буржуазное общество: «Бездельники из плодородной долины» (режиссёр Н. Панайотопулос) и «Господа» (режиссёр М. Манусакис). В 1977 вышла экранизация трагедии Еврипида «Ифигения» (режиссёр Какоянис, с участием актрисы И. Папас). В стране работают киностудии «Финос» и «Альфа» (основаны 1958) и «Фарос», В 1981 было выпущено 22 полнометражных фильма. С 1973 государство оказывает Греческой кинематографии финансовую помощь. С 1974 существует Союз кинематографистов. В Афинах находится национальный киноархив. Среди ведущих кинематографистов: Папас, Меркури, А. Вуюклаки, А. Фонсу, О. Карлатос, П. Зервос, Т. Венгос, Д. Папамихаил, И. Ливику, Н. Куркулос, А. Ставрос, Д. Папаконстандис, Н. Димопулос, Г. Калогератос, Г. Арванитис. Греческие фильмы содержат много музыки, которую пишут композиторы М. Теодоракис, М. Хадзиндакис, С. Ксархакос, X. Мурабас, Я. Маркопулос, Н. Мамангакис, Г. Пападакис. Вопросам кино поcвящён журнал «Theamata» (с 1958). С 1960 в Салониках проводится национальные кинофестивали, а с 1974 — международный кинофестиваль.

также: Указатель фильмов по странам. Греция

Литература:
Mitropoulos A., Découverte du cinéma grec. Histoire — Chronologie — Biographies — Films — Documents. — Images, P., 1968.

Г. С. Паповян.

«Залив страстей».

«Залив страстей».
Режиссёр Г. Зервос.
1957.

«Подпольщики».

«Подпольщики».
Режиссёр Н. Кундурос.
(Актёры П. Фусун и Т. Вандис.)
1958.

«Девушка в чёрном».

«Девушка в чёрном».
Режиссёр М. Какоянис.
(Актёры Э. Ламбети и Д. Хорн.)
1957.

«Озеро стонов».

«Озеро стонов».
Режиссёр Г. Григориу.
(Актёры И. Папас и Т. Карусос.)
1959.

«Стелла».

«Стелла».
Режиссёр М. Какоянис.
(Актёры Г. Фундас и М. Меркури.)
1955.

«Антигона».

«Антигона».
Режиссёр Г. Дзавелас.
(Антигона — И. Папас.)
1961.

«Мадлена».

«Мадлена».
Режиссёр Н. Димопулос.
(Актриса А. Вуюклаки.)
1960.

«Тяжёлая дыня».

«Тяжёлая дыня».
Режиссёр П. Тасиос.
1977.

«Ифигения».

«Ифигения».
Режиссёр М. Какоянис.
1977.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Греческая кинематография" в других словарях:

  • Первая Балканская война — Балканские войны Вверху: Картина Василиоса Хадзиса …   Википедия

  • Первая балканская война — Балканские войны Константин I вступает с армией в Салоники Дата 9 октября 1912 года  …   Википедия

  • Пикник у Висячей скалы — Picnic at Hanging Rock Жанр мистическая …   Википедия

  • Университет Аристотеля в Салониках — Университет имени Аристотеля в Салониках греч. Αριστοτέλειο Πανεπιστήμιο Θεσσαλονίκης …   Википедия

  • Египет — I Египет (Древний         древнее государство в нижнем течении р. Нил, в северо восточной Африке.          Исторический очерк.          Заселение территории Е. восходит к эпохе палеолита. В 10 6 м тыс. до н. э., когда климат был более влажным,… …   Большая советская энциклопедия

  • Дассен Ж. — Жюль Дассен (Джулз Дэссин) Jules Dassin Имя при рождении: Джулиус Дассин Дата рождения: 18 декабря 1911 …   Википедия

  • Дассен Жюль — Жюль Дассен (Джулз Дэссин) Jules Dassin Имя при рождении: Джулиус Дассин Дата рождения: 18 декабря 1911 …   Википедия

  • Жюль Дассен — (Джулз Дэссин) Jules Dassin Имя при рождении: Джулиус Дассин Дата рождения: 18 декабря 1911 …   Википедия

  • УДК — Универсальная десятичная классификация (УДК) система классификации информации, широко используется во всем мире для систематизации произведений науки, литературы и искусства, периодической печати, различных видов документов и организации картотек …   Википедия

  • Универсальная Десятичная Классификация — (УДК) система классификации информации, широко используется во всем мире для систематизации произведений науки, литературы и искусства, периодической печати, различных видов документов и организации картотек. Содержание 1 История создания 2… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»