- ДАНЕЛИЯ Георгий Николаевич
Дане́лия Георгий Николаевич (р. 25.8.1930), советский режиссёр. Народный артист РСФСР (1974). В 1955 окончил Московский архитектурный институт, в 1959 Высшие режиссерские курсы. Дипломная работа короткометражный фильм «Тоже люди» (по отрывку из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», 1959). В 1960 с И. В. Таланкиным на киностудии «Мосфильм» поставил фильм «Серёжа» (по В. Ф. Пановой, главная премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари и другие премии), передав светлую интонацию литературного первоисточника. В мягкой лирической манере картина рассказывала о маленьком мальчике, впервые открывающем для себя мир. Последующие работы Данелии психологическая драма «Путь к причалу» (1962, по В. В. Конецкому) и комедия «Я шагаю по Москве» (1964), в которой особое значение придавалось изобразительному решению, использованию музыки, тонкому раскрытию психологии героев. В картине «Тридцать три» (1966) и в ряде сюжетов журнала «Фитиль» (196770) режиссёр обратился к языку острой сатиры, гротеска. Фильм «Не горюй!» (1969), свободно интерпретировавший сюжет романа французского писателя К. Тилье «Мой дядя Бенжамен», стал успешным опытом создания трагикомедии в кино. В фильме «Совсем пропащий» (по роману М. Твена «Приключения Гекльберри Финна», 1973) сказалось увлечение режиссёра эксцентрическими приёмами, имевшими порой самодовлеющее значение. Комедии Данелии часто включают в себя черты драмы или же мелодрамы. Так, в фильме «Афоня» (1975, специальная премия Всесоюзного кинофестиваля, 1976) сатиричность в обрисовке негативных явлений действительности органично сочеталась с глубокой бытовой и психологической достоверностью. Точность воспроизведения среды и характеров, соединённая с лирической атмосферой действия, отчётливо проявилась в фильме «Мимино» (1978, главная премия международного кинофестиваля в Москве; премия Всесоюзного кинофестиваля, Государственная премия СССР, 1978). В фильме «Осенний марафон» (1979, главная премия международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне и другие премии; главная премия Всесоюзного кинофестиваля, 1980, Государственная премия РСФСР, 1981) диапазон комедийных средств расширяется от мягкой иронии до сарказма. Режиссёр анализирует социальную природу поступков героя, безволие которого превращает доброту в зло, смелость в приспособленчество, талант в ремесло. Успех фильмов Данелии во многом определяется его умением составить единый ансамбль из исполнителей разных актёрских школ. Его творчеству присуще богатство интонаций и стилистических оттенков, выявляющих в бытовых ситуациях поэтическое начало жизни. Данелия автор или соавтор сценариев большинства своих фильмов. В 1983 поставил фильм. «Слезы капали».
Сочинения:
Тридцать три, М., 1976 (с В. Ежовым, В. Конецким); Мимино, М., 1978 (с Р. Габриадзе, В. Токаревой);
Джентльмены удачи, М., 1981 (с В. Токаревой).Литература:
Саввина И., Умение радоваться, «ИК», 1970, № 2;
Г. Данелия. Сборник, М., 1982.И. Л. Сосновский.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.