Датская кинематография

Датская кинематография
«День гнева».

«День гнева».
Режиссёр К. Дрейер.
1943.

да́тская кинематогра́фия. В 1896 в Копенгагене были показаны фильмы братьев Люмьер, а через несколько месяцев появились хроникальные фильмы, снятые фотографом П. Эльфельтом. Он же поставил в 1903 первый игровой короткометражный фильм. «Казнь». В 1906 О. Ольсен и А. П. Нильсен основали «Нордиск фильм компани», которая начала регулярное кинопроизводство (в 1906—1910 выпускалось около 125 фильмов в год). Первый международный успех принёс фильм «Охота на львов» (1907), поставленный режиссером и актёром В. Ларсеном. Основную продукцию составляли экранизации: «Пляска смерти» (по А. Стриндбергу) и «Дама с камелиями» (по А. Дюма) — обе 1907, «Вильгельм Телль» (по Ф. Шиллеру, 1908), «Гамлет» (по У. Шекспиру, 1910) и др. Возникали новые кинокомпании: «Биорама» и «Фоторама» (1909), «Кинографен» (1910), «Косморама» (1910), «Скандинависк-руссиск хандельсхус» (1910), «Данмаркс фильм компани» (1913). В начале 10-х гг. ведущими жанрами в Датской кинематографии стали «комедии нравов» и псевдосоциальные мелодрамы: «Рынок невест» (1910, режиссер А. Линд), «Четыре дьявола» (режиссер Р. Динесен), «У ворот тюрьмы» и «Балерина» (1911), «Атлантис» (1913), «Революционная свадьба» (1915) — все режиссера А. Блома, «Жизнь евангелиста» (1914, режиссер Хольгер-Мадсен). Несмотря на однообразные сюжеты и поверхностное отражение социальных сторон действительности, эти фильмы отличались выразительной игрой актёров, операторским мастерством, творческими поисками в области монтажа, декораций, освещения. Достижения датских режиссёров оказали влияние на развитие киноискусства других стран. Известность за пределами страны получили фильмы с участием актрисы А. Нильсен: «Бездна» (1910), «Девушка без родины» (1912), «Испанская любовь» (1913) — все режиссера П. У. Гада. Среди других актёров — К. Альструп, В. Псиландер, К. Понтоппидан, Э. Фрелих, К. Вит, Р. Динесен, О. Фене, Б. Нансен.

Первая мировая война лишила Данию многих кинорынков, производство сократилось. Ставились главным образом сентиментальные драмы: «За родину» (1914), «Конец света» (1915) — обе режиссера Блома, «Долой оружие» (1914), «Вечный мир» (1916), «Небесный корабль» (1918) — все режиссера Хольгер-Мадсен. Продолжая ориентироваться на экспорт, датские режиссёры часто выпускали фильмы, лишённые национальной самобытности. В этот период развитию Датской кинематографии способствовали новаторские фильмы режиссера Б. Кристенсена — «Таинственный икс» (1913), «Ночь мщения» (1916), «Ведьмы» (1922). Яркое актёрское исполнение, точное воссоздание эпохи, бережное отношение к первоисточникам были характерны для экранизаций романов Ч. Диккенса, поставлены режиссером А. Сандбергом: «Наш общий друг» (1919), «Большие надежды» и «Давид Копперфильд» (1922), «Крошка Доррит» (1924).

В 1919 состоялся дебют крупнейшего режиссер С. Дренера, поставившего мелодраму «Президент». В 1921 вышел один из его самых противоречивых фильмов — «Страницы из книги сатаны». В фильме «Уважай свою жену» (1925) Дрейер подверг резкой критике нравы мелкобуржуазной семьи. Популярным жанром в 20-х гг. стали фарсы, в том числе фильмы режиссера Л. Лауритцена (с участием актёров X. Мадсена и К. Шенстрема — Пат и Паташон), пронизанные типично датским юмором. В 30-х гг. с приходом звука в кино (первый звуковой фильм — «Эскимос», 1930, режиссера Г. Шневойт) уровень кинопроизводства резко сократился, и за это десятилетие не было создано значительных произведений. В годы оккупации (1940—45) вышло 90 фильмов. Снимались ленты, рассказывающие об отношениях в буржуазной среде: «Дитя разведённых родителей» и «Ребёнок» (1940), «Пойдём со мной домой» 1941) — все режиссера Б. Кристенсена, «Заблудшая» (режиссеры Б. Ипсен, Л. Лауритцен-младший) и «Восемь аккордов» (режиссер Й. Якобсен) — оба 1942. В 1943 вышел один из лучших фильмов датского кино — «День гнева» (режиссер Дрейер) об охоте на ведьм в средневековой Норвегии. Противодействием фашистской кинопропаганде становились документальные фильмы, которые часто содержали скрытый политический подтекст, призывали к борьбе — «Война с крысами» (1941, режиссеры В. Лауритцен, М. Скот-Хансен), «Пшеница в опасности» (1944, режиссер С. Хассельбах). В области короткометражного кино работали также Т. Кристенсен, С. Мельсон, Н. Лихтенберг, К. Рос, И. Рос.

В послевоенные годы были поставлены фильмы о Движении Сопротивления в Дании: «Невидимая армия» (1945), «Три года спустя» (1948), «Чужой стучится в дверь» (1959) — все режиссера И. Якобсена, «Красные луга» (1945, режиссеры Ипсен, Лауритцен-младший), «Последняя зима» (1960, режиссер Э. Тимрот). Документальный фильм Кристенсена «Речь идёт о твоей свободе» (1946) был основан на киноматериалах, нелегально снятых датскими операторами во время оккупации. В фильме Ипсен и Лауритцена-младшего «Стоит на страже датский моряк» (1948) рассказывалось о службе датских моряков во флоте союзных войск. Мировую известность получил фильм «Дитте — дитя человеческое» (по роману М. Андерсена-Нексё, 1946, режиссеры А. и Б. Хеннинг-Енсен). Многие фильмы посвящались судьбе детей и молодёжи в буржуазном обществе: «Палле один на свете» (1949), «Пау» (1959) — оба режиссера А. Хеннинг-Енсен, «Солдат и Йенни» (1947, режиссер Якобсен), «Не время для объятий» (1957, режиссер А. Хоуман). В фильмах режиссера О. Пальсбо «Бери, что хочешь» (1947) и «Семейство Шмидтов» (1951) сатирически изображалась мелкобуржуазная провинциальная среда. Социальные мотивы звучали в лентах режиссера Г. Акселя «Всегда в тревоге» (1955, в советском прокате «Одни неприятности»), «Лишняя женщина» (1956), «Всё для Елены» (1958). В его фильме «Золото и зелёные луга» (1959) высмеивался «американский образ жизни», звучал протест против американизации экономической и духовной жизни Дании. В 1955 Дрейер поставил фильм «Слово» (по пьесе К. Мунка), в котором затрагивал религиозные проблемы. Несмотря на отдельные достижения, Датская кинематография в 50-е гг. в основном выпускала продукцию, рассчитанную на вкусы невзыскательного мелкобуржуазного зрителя («Красные лошади» по М. Корху, 1950, режиссеры А. О’Фредерикс, И. Иверсен). В 60-е гг. в Датскую кинематографию пришла группа режиссёров и сценаристов, чьё творчество принято объединять термином «датская новая волна». Наибольший интерес представляли фильмы режиссера X. Карлсена: «Дилемма» (по Н. Гордимер, 1962), снятый подпольно в Южной Африке и обличавший апартеид, «Что с нами?» (1963) о судьбе участника датского Движения Сопротивления, «Боитесь?» (1971, документальный), где вскрывались причины стремления молодёжи уйти от действительности. Огромный международный успех принёс Карлсену фильм «Голод» (по К. Гамсуну, 1966), рассказывающий о судьбе писателя в буржуазном обществе. В фильмах П. Кьерульф-Шмидта «Уикэнд» (1962), «Двое» (1964) раскрывалась моральная сущность так называемого общества всеобщего благоденствия. В 1965 он снял свой лучший фильм «Однажды была война» о жизни мелкобуржуазной семьи в период оккупации. Интерес к морально-нравственным проблемам, быту и нравам датской провинции характеризует фильмы 60-х гг. В фильме режиссера Г. Акселя «Красная мантия» (1967) воссоздана древняя скандинавская легенда. В жанре комедии успешно работал режиссер Э. Баллинг, поставивший фильм «Вера, надежда и колдовство» (1960), «Милое семейство» (1962), «Бей первым, Фреди» (1965), «Баллада о Кристиансхауне» (1971, в советском прокате «Скандал в старом городе») и др. В 1965 вышел последний фильм Дрейера «Гертруда» (по Я. Сёдербергу) — психологический портрет женщины, страстно ищущей настоящей любви.

В 70-е гг. в Датской кинематографии преобладала коммерческая продукция. Решение фолькетинга об отмене цензуры (1969) повлекло за собой поток порнографических лент. Популярными стали комедии и мелодрамы, схематично и искажённо отражающие датскую действительность. Серьёзное киноискусство сталкивается с большими финансовыми проблемами и существует за счёт государственной поддержки (премии за качество, компенсации убытков и производственных расходов, субсидии). Киноинститут, основанный в 1972, предоставляет ссуды независимым продюсерам на производство фильмов. Интерес к социальной проблематике, новаторские поиски характерны для нового поколения режиссёров. О положении личности в капиталистическом обществе рассказывают фильмы «По поводу Лоне» (режиссер Ф. Эрнст) и «Дорогая Ирена» (режиссер К. Л. Томсен) — оба 1970, «Нарко-фильм о любви» (1971, режиссер К. Эрстед), «Нужно уметь разбираться в музыке» (1972) и «Кажется, кто-то смеётся» (1978) — оба режиссера X. Карлсена, «Опасные поцелуи» (режиссер X. Стангеруп) и «Побег» (1973), «Слепой партнёр» (режиссер X. Кристенсен), «Дети боли» (режиссер Томсен) — оба 1977, «Медовый месяц» (1978, режиссер Б. Август), «Джонни Ларсен» (1979, режиссер М. Арнфред). «Политические фильмы» анализируют кризис буржуазной демократии: «Полицейский» (1976, режиссер А. Рефн) разоблачает коррупцию высокопоставленных государственных чиновников, «Страна на закате» (1977, режиссер П. Уоткинс) открыто призывает к выходу Дании из НАТО и Общего рынка, «Снайпер» (1977, режиссер Т. Хедегор), герой которого террором пытается предотвратить использование в Дании ядерной энергии. Мрачными красками изображается будущее Дании в фильмах «Кто кого убивает» (1978, режиссер Л. Вильструп), «Дания закрыта» (1980, режиссер Д. Черня). Однако гораздо чаще социально-политические мотивы вводятся как фон в ленты, снятые в популярных жанрах триллера или детектива: «19 красных роз» (1974), «Ученик гангстера» (1977) — оба режиссера Э. Х. Карлсена, «Двойник» (1976, режиссер Ф. Эрнст), «Террор» (1977, режиссер Г. Фредхольм), «Кошелёк или жизнь» (1982, режиссер X. Карлсен). Значит, место занимают экранизации национальной литературы: «Пропавший чиновник» (по X. Шерфигу, 1971, режиссер Г. Фредхольм), «Земля — плоская» (1977, режиссер X. Стангеруп) и «Йеппе с горы» (1981, режиссер К. Роструп) — оба по Л. Хольбергу, «Вандализм» (по Т. Кристенсену, 1977, режиссер О. Рос), «Барон» (по Г. Виду, 1978, режиссер А. Рефн). В 1968—81 режиссер Баллинг выпустил чрезвычайно популярную серию (13 фильмов) комедий о банде Ольсена. Среди ведущих актёров: Е. Оккинг, Г. Нёрбю, Ф. Хельмут, О. Спрогё, Л. Херц, П. Бунгор, И. Кристенсен, К. Олесен. Новаторство и высокий профессионализм характерны для документальных фильмов «Жизнь в Дании» (1971), «Звёзды и водовозы» (1975), «Весенний денёк в преисподней» (1977) — все режиссера И. Лета, «Здесь начинается мой мир» (1976, режиссер Томсен), «Кристиания» (1977, режиссеры О. Нюхольм, Ф. Кольструп), «Рыбак из Ханстхольма» и «Богатый человек» (оба 1979, режиссер И. Б. Карлсен).

В 1981 в Дании работало 16 компаний («Панорама фильм», «Кроне фильм» и др.) и независимые продюсеры. В 70-х гг. выпускалось около 20 фильмов в год, в 1982 — 15 фильмов. В 1982 в Дании имелось 400 киноэкранов. Организация «Уоркшоп», созданная в 1970, представляет материальную базу молодым режиссёрам. Короткометражные фильмы создаются Датским комитетом короткометражных фильмов, компаниями «Минерва» и «Спектрум». Существуют ассоциации кинопродюсеров, кинопрокатчиков, кинорежиссёров, владельцев кинотеатров. Основу проката составляют американские и западноевропейские фильмы. В 1966 в Копенгагене основана киношкола (готовит режиссёров, операторов и звукооператоров). Исследованием кинематографа занимается Датский киномузей (создан 1942). Выходят журналы, посвященные искусству кино: «Kosmorama» (с 1954), «Levende billeder» (с 1975), «Mac Guffin» (с 1975), «Film — UV» (c 1967), «Prasen» (c 1976), «Tusind Øjne» (c 1976).

также: Указатель фильмов по странам. Дания

Литература:
Комаров С. В., Кинематография Дании (1906—1920), в его книге: История зарубежного кино, М., 1965;
Теплиц Е., Под гитлеровским игом (Дания), в книге: История киноискусства (1939—1945), перевод с польского, т. 5, М., 1974;
Danish films, Kbh., 1973;
Natta E., Tagliabue C., Le inqueitudine di tin popolo «tranquillo», «Rivista del Cinematografo», 1974, № 10—11;
Schepelern P., Filmkunsten i 70’ernes Danmark, «Kosmorama», 1976, № 130;
Dansk film, Kbh., 1981.

О. Э. Рязанова.

«Дитте — дитя человеческое».

«Дитте — дитя человеческое».
Режиссёры А. и Б. Хеннинг-Енсен.
1946.

«Лжец».

«Лжец».
Режиссёр К. Томсен.
(Актёр Ф. Хельмут.)
1970.

«Слепой партнёр».

«Слепой партнёр».
Режиссёр Х. Кристенсен.
1977.

«Полицейский».

«Полицейский».
Режиссёр А. Рефн.
(Слева — актёр Е. Оккинг.)
1976.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Датская кинематография" в других словарях:

  • Германия — (лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально страна немцев, от Deutsche немец и Land страна)         государство в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца второй мировой войны 1939 45.          I. Исторический очерк …   Большая советская энциклопедия

  • Исландия — (Island) История Исландии, география Исландии Политическая система Исландии, экономическое положение Исландии, внешняя политика Исландии, культура Исландии, Рейкьявик Содержание Содержание Раздел 1. История . Раздел 2. Географическое положение… …   Энциклопедия инвестора


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»