ДОВЖЕНКО Александр Петрович

ДОВЖЕНКО Александр Петрович

Довже́нко Александр Петрович (11.9.1894—25.11.1956), советский режиссёр, писатель, сценарист. Народный артист РСФСР (1950). Родился в селе Сосницы, ныне Черниговской области, в крестьянской семье. В 1914 окончил Глуховский институт, был учителем. После 1917 работал в Наркомпросе Украины. В 1921—23 на дипломатической службе в Польше и Германии. Получив правительственную стипендию, учился живописи в Мюнхене. С 1923 работал в газете «Вiстi ВУЦИК» как художник-карикатурист. В 1926—28 на Одесской кинофабрике ВУФКУ поставил полнометражную комедию «Вася-реформатор» (сценарист и со-режиссер), комический короткометражный фильм «Ягодка любви» (сценарист и режиссер), революционно-приключенческий фильм «Сумка дипкурьера» (по сценарию М. Заца и Б. Шаранского). В этом фильме Довженко сыграл эпизодическую роль кочегара.

Самобытная творческая индивидуальность Довженко раскрылась в фильме «Звенигора» (1928), соединявшем в себе историю, сказку и хронику Гражданской войны, эпос, лирику и сатиру. Главный герой картины, древний украинский Дед (актёр Н. Надемский), тысячу лет ищет волшебный клад, который может принести ему счастье, а находит клад его сын — солдат и рабочий Тимош (С. А. Свашенко). В Тимоше был персонифицирован революционный рабочий класс. Другой сын Деда — Павло (А. Подорожный) олицетворял реакционные силы, пытавшиеся остановить ход истории. Глубокий и своеобразный по замыслу, сложный и необычный по форме, фильм свидетельствовал о появлении в советском украинском кино художника-новатора.

Тема пролетарской революции, намеченная в «Звенигоре», ярко и глубоко раскрыта в фильме «Арсенал», снятом в 1929 (оператор Д. П. Демуцкий) и получившем всеобщее признание. В основе его содержания — восстание рабочих киевского оружейного завода в 1918 против буржуазно-националистического правительства. Лента Довженко — народная героическая эпопея и вместе с тем гимн революции. Классическим стал эпизод расстрела Тимоша петлюровцами, в котором образ украинского пролетария приобретает символическое звучание. Поэтический строй, смелые метафоры, романтическая героика сочетались в фильме с сатирическим гротеском и политической публицистикой. В «Арсенале» получила дальнейшее развитие творческая манера режиссёра. Фильмы Довженко — лирико-эпические произведения, осуществлённые прежде всего изобразительными средствами. Для стилистики Довженко характерны плавное чередование и накопление отдельных живописных картин-кадров. Композиция, освещение каждого кадра — вот то главное, чем он пользовался для выражения идейного замысла. Уже в «Арсенале» отчётливо проявилась поэтически-литературная манера Довженко. Титры несли не информационную, а эмоциональную нагрузку. Начиная с этой ленты, Довженко ставил фильмы только по собственным сценариям.

В 1930 Довженко поставил фильм «Земля» (оператор Демуцкий) о борьбе украинских крестьян за коллективизацию. Довженко стремился к обобщённо-поэтическому осмыслению гигантских социальных процессов, острой классовой борьбы, происходивших в тот период. Трагедийные конфликты он раскрывал на фоне поэтических сцен вечно обновляющейся природы. Возвышенные образы рождения и смерти человека, любви и труда складывались в философское произведение и сближали творчество Довженко с украинской народной поэзией, с творчеством Н. В. Гоголя и Т. Г. Шевченко.

К 15-й годовщине Октябрьской революции вышел его звуковой фильм «Иван» (1932) о Днепрогэсе. В центре фильма — деревенский парень Иван (П. Е. Масоха), который становился передовым рабочим, коммунистом. В этом фильме Довженко в сотрудничестве с оператором Демуцким с особой силой передал образ реки Днепр. В 1935 Довженко поставил фильм «Аэроград» о Дальнем Востоке, выразив свою веру в этот край будущего с его природными богатствами; в нём Довженко напоминал об опасности грядущей войны.

Этапом в творчестве Довженко стала героическая эпопея «Щорс» (1939, Государственная премия СССР, 1941, сорежиссер Ю. И. Солнцева) о событиях Гражданской войны на Украине, о героической борьбе народа против буржуазных националистов, за советскую власть. Как и в «Арсенале», в фильме сочетались документальность и аллегоричность, героико-романтические и сатирические краски. Однако на смену обобщённым аллегорическим героям «Арсенала» пришли образы конкретных исторических личностей. Но и здесь при всей исторической достоверности они сохранили романтический размах, приподнятость героев народной эпопеи. Движение сюжета фильма — это поход дивизии Щорса, в тяжёлых и кровопролитных боях освобождающей Украину, формирование и закалка революционной армии. Батальные эпизоды перемежаются лирико-психологическими сценами, исполненными раздумья, народного юмора, открывающими душевный мир героев — Щорса, Боженко и их сподвижников. Пейзаж здесь не живописный фон действия, а образ украинской земли, ради которой бойцы революции идут на смерть. Довженко и оператор Ю. И. Екельчик стремились соединить документальную достоверность с романтической приподнятостью, в массовых сценах — пространственную масштабность с динамичностью действия.

Довженко первым из крупных мастеров игрового кино принял участие в разработке художественных средств военной кинопублицистики. В 1940 он поставил документальный фильм. «Освобождение» о воссоединении Западной Украины с УССР (1939). В годы Великой Отечественной войны Довженко писал публицистические статьи, очерки, рассказы. В 1943 поставил документальный фильм «Битва за нашу Советскую Украину» (с Солнцевой и Я. Авдеенко), в 1945 — документальный фильм «Победа на Правобережной Украине» (с Солнцевой). К материалу этих картин, снятому операторами в различных родах войск, в советском тылу, в тылу противника, у партизан, Довженко добавил кадры немецкой кинохроники. В 1946 был художественным руководителем документального фильма «Родная страна», повествующего о социалистическом строительстве в Армении.

Через всё творчество режиссёра проходила тема человека и природы, которая нашла отражение и в фильме «Мичурин» (1949, Государственная премия СССР). В нём Довженко обратился к жизни человека, сделавшего явью мечту о цветущих садах (первый вариант фильма назывался «Жизнь в цвету»). Новаторским было цветовое решение фильма (премия международного кинофестиваля в Марианске-Лазне, 1949, за лучший цветной фильм).

Довженко вёл педагогическую работу (в 1949—51 и с 1955 преподавал во ВГИКе), выступал со статьями и докладами. Значительную часть творческого наследия Довженко составляют его сценарии — «Тарас Бульба» (по Н. В. Гоголю, 1941), «Украина в огне» (1943), «Открытие Антарктиды» (1952). Последние годы жизни Довженко работал над сценарием фильма «Поэма о море» (1955), посвященного строителям Каховского водохранилища и преобразованию природы Украины, за который посмертно, в 1959, ему была присуждена Ленинская премия. В 1958 жена и сорежиссёр Довженко — Солнцева поставила широкоэкранный фильм по этому сценарию. Солнцева осуществила также постановки фильмов по сценариям Довженко «Повесть пламенных лет» (1961) и «Зачарованная Десна» (1964).

Творчество Довженко, его эстетические взгляды оказали огромное влияние на многих художников кино в СССР и за рубежом. В 1957 имя Довженко присвоено Киевской киностудии художественных фильмов.

Сочинения:
Твори, т. 1—5, вступительная статья М. Рiльского, Киïв, 1964—66; Собрание сочинений, т. 1—4, М., 1966—69.

Литература:
Бажан М., О. Довженко, Киïв, 1930;
Авенарiус Г. А., Проблема художнього образу у фiльмах О. П. Довженка, «Радянська кiно», 1936, № 4;
Эйзенштейн С., Рождение мастера, «ИК», 1940, №1—2;
Лидзани К., Мида М., Чему учит Довженко, «Иностранная литература», 1957, № 10;
[Монтегю А.], «Довженко — поэт вечности жизни», «ИК», 1957, № 12;
Арбузов А., Фильмы А. Довженко, в книге: Искусство миллионов, М., 1958;
Андроников И., Поэзия Довженко, «ИК», 1958, № 5;
Юренев Р. Н., А. Довженко, М., 1959;
Холод А., Хронико-документальные фильмы А. Довженко, «Советская Украина», 1959, книга 10;
Рошаль Г., Вечно живое, «ИК», 1960, № 11;
Рачук И. А., Поэтика Довженко, М., 1964;
Барабаш Ю. Я., Довженко. Некоторые вопросы эстетики и поэтики, 2 изд., М., 1968;
Марьямов А., Довженко, М., 1968;
Соболев Р. П., А. Довженко, И., 1980;
Довженко в воспоминаниях современников, М., 1982;
Уроки А. Довженко, К., 1982;
Schnitzler L., Schnitzler J., Alexandre Dovjenko, P., 1966;
Oms M., Alexandre Dovjenko, Lyon, 1968;
Amengual В., Alexandre Dovjenko, P., 1970.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ДОВЖЕНКО Александр Петрович" в других словарях:

  • ДОВЖЕНКО Александр Петрович — (11 сентября 1894, село Сосницы, Черниговская губерния, Украина 25 ноября 1956, Москва), украинский сценарист, режиссер, актер. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1940). Народный артист РСФСР (1950). Лауреат Ленинской премии (1959… …   Энциклопедия кино

  • Довженко Александр Петрович — [30.8(11.9).1894, с. Сосницы, ныне Черниговской области, ‒ 25.11.1956, Москва], украинский советский кинорежиссёр, писатель, кинодраматург, народный артист РСФСР (1950). В 1914 окончил Глуховский учительский институт. После Великой Октябрьской… …   Большая советская энциклопедия

  • ДОВЖЕНКО Александр Петрович — (1894 1956) российский и украинский кинорежиссер, драматург, народный артист России (1950). Один из основоположников советской кинематографии, создатель киноэпопей, проникнутых поэзией, отразивших коренные сдвиги эпохи: Арсенал (1929), Земля… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Довженко Александр Петрович — (1894 1956), кинорежиссёр, драматург, народный артист РСФСР (1950). Один из основоположников отечественной кинематографии, создатель киноэпопей, проникнутых поэзией, отразивших коренные сдвиги эпохи: «Звенигора» (1928), «Арсенал» (1929), «Земля»… …   Энциклопедический словарь

  • Довженко Александр Петрович — Александр Довженко Олександр Петрович Довженко Дата рождения: 30 августа (11 сентября) 1894(18940911) Место ро …   Википедия

  • Довженко, Александр Петрович — Запрос «Довженко» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Александр Довженко Имя при рождении: Александр Петрович Довженко Дата рождения: 29 августа (10 сентя …   Википедия

  • ДОВЖЕНКО Александр Петрович — (1894—1956), украинский советский писатель, киносценарист, режиссер, народный артист РСФСР (1950). Сценарии и пост. фильмов «Арсенал» (1929), «Земля» (1930), «Шорс» (1939), «Мичурин» (1948), «Поэма о море» (1956; пост. Ю. Солнцевой, 1959),… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Довженко Александр Петрович — (1894, село Сосницы Черниговской области  1956, Москва), кинорежиссёр, писатель, народный артист РСФСР (1950). Один из основоположников отечественного киноискусства. В 1914 окончил Глуховский учительский институт. В кино с 1926. С середины 30… …   Москва (энциклопедия)

  • ДОВЖЕНКО Александр Петрович — (1894 1956) кинорежиссер и писатель, один из основоположников советской кинематографии. По окончании учительского института работал учителем, затем в Наркомпросе Украины, находился на дипломатической службе, проблемы к рой получили отражение в… …   Эстетика: Словарь

  • Довженко, Александр — Александр Довженко Олександр Петрович Довженко Дата рождения: 30 августа (11 сентября) 1894(18940911) Место ро …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»