- ДОВЖЕНКО Александр Петрович
Довже́нко Александр Петрович (11.9.189425.11.1956), советский режиссёр, писатель, сценарист. Народный артист РСФСР (1950). Родился в селе Сосницы, ныне Черниговской области, в крестьянской семье. В 1914 окончил Глуховский институт, был учителем. После 1917 работал в Наркомпросе Украины. В 192123 на дипломатической службе в Польше и Германии. Получив правительственную стипендию, учился живописи в Мюнхене. С 1923 работал в газете «Вiстi ВУЦИК» как художник-карикатурист. В 192628 на Одесской кинофабрике ВУФКУ поставил полнометражную комедию «Вася-реформатор» (сценарист и со-режиссер), комический короткометражный фильм «Ягодка любви» (сценарист и режиссер), революционно-приключенческий фильм «Сумка дипкурьера» (по сценарию М. Заца и Б. Шаранского). В этом фильме Довженко сыграл эпизодическую роль кочегара.
Самобытная творческая индивидуальность Довженко раскрылась в фильме «Звенигора» (1928), соединявшем в себе историю, сказку и хронику Гражданской войны, эпос, лирику и сатиру. Главный герой картины, древний украинский Дед (актёр Н. Надемский), тысячу лет ищет волшебный клад, который может принести ему счастье, а находит клад его сын солдат и рабочий Тимош (С. А. Свашенко). В Тимоше был персонифицирован революционный рабочий класс. Другой сын Деда Павло (А. Подорожный) олицетворял реакционные силы, пытавшиеся остановить ход истории. Глубокий и своеобразный по замыслу, сложный и необычный по форме, фильм свидетельствовал о появлении в советском украинском кино художника-новатора.
Тема пролетарской революции, намеченная в «Звенигоре», ярко и глубоко раскрыта в фильме «Арсенал», снятом в 1929 (оператор Д. П. Демуцкий) и получившем всеобщее признание. В основе его содержания восстание рабочих киевского оружейного завода в 1918 против буржуазно-националистического правительства. Лента Довженко народная героическая эпопея и вместе с тем гимн революции. Классическим стал эпизод расстрела Тимоша петлюровцами, в котором образ украинского пролетария приобретает символическое звучание. Поэтический строй, смелые метафоры, романтическая героика сочетались в фильме с сатирическим гротеском и политической публицистикой. В «Арсенале» получила дальнейшее развитие творческая манера режиссёра. Фильмы Довженко лирико-эпические произведения, осуществлённые прежде всего изобразительными средствами. Для стилистики Довженко характерны плавное чередование и накопление отдельных живописных картин-кадров. Композиция, освещение каждого кадра вот то главное, чем он пользовался для выражения идейного замысла. Уже в «Арсенале» отчётливо проявилась поэтически-литературная манера Довженко. Титры несли не информационную, а эмоциональную нагрузку. Начиная с этой ленты, Довженко ставил фильмы только по собственным сценариям.
В 1930 Довженко поставил фильм «Земля» (оператор Демуцкий) о борьбе украинских крестьян за коллективизацию. Довженко стремился к обобщённо-поэтическому осмыслению гигантских социальных процессов, острой классовой борьбы, происходивших в тот период. Трагедийные конфликты он раскрывал на фоне поэтических сцен вечно обновляющейся природы. Возвышенные образы рождения и смерти человека, любви и труда складывались в философское произведение и сближали творчество Довженко с украинской народной поэзией, с творчеством Н. В. Гоголя и Т. Г. Шевченко.
К 15-й годовщине Октябрьской революции вышел его звуковой фильм «Иван» (1932) о Днепрогэсе. В центре фильма деревенский парень Иван (П. Е. Масоха), который становился передовым рабочим, коммунистом. В этом фильме Довженко в сотрудничестве с оператором Демуцким с особой силой передал образ реки Днепр. В 1935 Довженко поставил фильм «Аэроград» о Дальнем Востоке, выразив свою веру в этот край будущего с его природными богатствами; в нём Довженко напоминал об опасности грядущей войны.
Этапом в творчестве Довженко стала героическая эпопея «Щорс» (1939, Государственная премия СССР, 1941, сорежиссер Ю. И. Солнцева) о событиях Гражданской войны на Украине, о героической борьбе народа против буржуазных националистов, за советскую власть. Как и в «Арсенале», в фильме сочетались документальность и аллегоричность, героико-романтические и сатирические краски. Однако на смену обобщённым аллегорическим героям «Арсенала» пришли образы конкретных исторических личностей. Но и здесь при всей исторической достоверности они сохранили романтический размах, приподнятость героев народной эпопеи. Движение сюжета фильма это поход дивизии Щорса, в тяжёлых и кровопролитных боях освобождающей Украину, формирование и закалка революционной армии. Батальные эпизоды перемежаются лирико-психологическими сценами, исполненными раздумья, народного юмора, открывающими душевный мир героев Щорса, Боженко и их сподвижников. Пейзаж здесь не живописный фон действия, а образ украинской земли, ради которой бойцы революции идут на смерть. Довженко и оператор Ю. И. Екельчик стремились соединить документальную достоверность с романтической приподнятостью, в массовых сценах пространственную масштабность с динамичностью действия.
Довженко первым из крупных мастеров игрового кино принял участие в разработке художественных средств военной кинопублицистики. В 1940 он поставил документальный фильм. «Освобождение» о воссоединении Западной Украины с УССР (1939). В годы Великой Отечественной войны Довженко писал публицистические статьи, очерки, рассказы. В 1943 поставил документальный фильм «Битва за нашу Советскую Украину» (с Солнцевой и Я. Авдеенко), в 1945 документальный фильм «Победа на Правобережной Украине» (с Солнцевой). К материалу этих картин, снятому операторами в различных родах войск, в советском тылу, в тылу противника, у партизан, Довженко добавил кадры немецкой кинохроники. В 1946 был художественным руководителем документального фильма «Родная страна», повествующего о социалистическом строительстве в Армении.
Через всё творчество режиссёра проходила тема человека и природы, которая нашла отражение и в фильме «Мичурин» (1949, Государственная премия СССР). В нём Довженко обратился к жизни человека, сделавшего явью мечту о цветущих садах (первый вариант фильма назывался «Жизнь в цвету»). Новаторским было цветовое решение фильма (премия международного кинофестиваля в Марианске-Лазне, 1949, за лучший цветной фильм).
Довженко вёл педагогическую работу (в 194951 и с 1955 преподавал во ВГИКе), выступал со статьями и докладами. Значительную часть творческого наследия Довженко составляют его сценарии «Тарас Бульба» (по Н. В. Гоголю, 1941), «Украина в огне» (1943), «Открытие Антарктиды» (1952). Последние годы жизни Довженко работал над сценарием фильма «Поэма о море» (1955), посвященного строителям Каховского водохранилища и преобразованию природы Украины, за который посмертно, в 1959, ему была присуждена Ленинская премия. В 1958 жена и сорежиссёр Довженко Солнцева поставила широкоэкранный фильм по этому сценарию. Солнцева осуществила также постановки фильмов по сценариям Довженко «Повесть пламенных лет» (1961) и «Зачарованная Десна» (1964).
Творчество Довженко, его эстетические взгляды оказали огромное влияние на многих художников кино в СССР и за рубежом. В 1957 имя Довженко присвоено Киевской киностудии художественных фильмов.
Сочинения:
Твори, т. 15, вступительная статья М. Рiльского, Киïв, 196466; Собрание сочинений, т. 14, М., 196669.Литература:
Бажан М., О. Довженко, Киïв, 1930;
Авенарiус Г. А., Проблема художнього образу у фiльмах О. П. Довженка, «Радянська кiно», 1936, № 4;
Эйзенштейн С., Рождение мастера, «ИК», 1940, №12;
Лидзани К., Мида М., Чему учит Довженко, «Иностранная литература», 1957, № 10;
[Монтегю А.], «Довженко поэт вечности жизни», «ИК», 1957, № 12;
Арбузов А., Фильмы А. Довженко, в книге: Искусство миллионов, М., 1958;
Андроников И., Поэзия Довженко, «ИК», 1958, № 5;
Юренев Р. Н., А. Довженко, М., 1959;
Холод А., Хронико-документальные фильмы А. Довженко, «Советская Украина», 1959, книга 10;
Рошаль Г., Вечно живое, «ИК», 1960, № 11;
Рачук И. А., Поэтика Довженко, М., 1964;
Барабаш Ю. Я., Довженко. Некоторые вопросы эстетики и поэтики, 2 изд., М., 1968;
Марьямов А., Довженко, М., 1968;
Соболев Р. П., А. Довженко, И., 1980;
Довженко в воспоминаниях современников, М., 1982;
Уроки А. Довженко, К., 1982;
Schnitzler L., Schnitzler J., Alexandre Dovjenko, P., 1966;
Oms M., Alexandre Dovjenko, Lyon, 1968;
Amengual В., Alexandre Dovjenko, P., 1970.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.